Политизация общества ушла на глубину, но может очень быстро вернуться

15 февраля 2022
Thinktanks.by
Общество

Будет ли нынешняя аполитичность надежной и устойчивой? Принуждение к аполитичности вряд ли дает такие гарантии.

В первый день онлайн-конференции Reshape 2022, 14 февраля, эксперты обсудили сегодняшние настроения в белорусском обществе и то, какая часть общества остается деполитизированной, сколько аполитичных белорусов было до 2020 года и сколько — после.

С точным цифрами приглашенные Центром новых идей эксперты затруднились — видимо, это связано со сложностями проведения социологических исследований сейчас в Беларуси. Что касается деполитизации и аполитичности, то спикеры считают деполитизацию общества после мобилизации 2020 года вполне предсказуемой — учитывая и усталость людей, и действия властей.

Экс-директор Института социологии НАН Беларуси, ныне эксперт Центра новых идей Геннадий Коршунов считает, что аполитичных или «равнодушных белорусов, которые пойдут за первым, кто получит победу, которые пойдут, куда ветер подует — процентов 20». «Что касается остальных, то тут уместно говорить как раз о степенях политизации или деполитизации. Понятно, что говорить о подъеме, который был в 2020 году, сейчас тяжело именно из-за ответных репрессивных ходов государства. Кроме того, в 2021 году сохранялась устойчивость экономики, - отметил Геннадий Коршунов. — Но нужно понимать, что политизация, с одной стороны, есть экзистенциальным процессом — тут и рост белорусского общества, и осмысление себя, и появление желания что-то решать. С другой стороны, есть и субстанциональная политизация, ситуативная — это то, что вело людей на участки для голосования, что выплескивалось на улицы и т. д. О ситуативной политизации сейчас говорить сложно, потому что сейчас не то, чтобы нет никаких условий для ее проявления, но государство делает невозможным появления любого пространства для таких проявлений, ликвидирует любые инструменты такой политизации. Так что внешней политизации мы можем какое-то время не видеть. Но то накопленное, то, что привело, если угодно, к эмансипации общества, субъективации общества — то, что можно назвать глубинной политизацией — осталось. Но для проявлений внешней, ситуативной политизации сейчас уничтожены все условия».

Петр Рудковский, академический директор BISS (Белорусского института стратегических исследований), предложил вспомнить предыдущий «этап деполитизации». «Прошло 18 месяцев с августа 2020 года. А что было за 18 месяцев до этого августа? В феврале 2018 года был обнародован Всемирный обзор ценностей (World Values Survey), Беларусь тогда показывала такие результаты: более 80% опрошенных не интересовалась политикой, более 70% не присоединились бы к забастовке, около 60% не пошли бы на мирную демонстрацию и так далее. Парламентская кампания 2019 года также подтвердила эти данные. Какие могли быть факторы той аполитичности? Чувство безопасности плюс экономические перспективы. Минск стал переговорной площадкой между Россией, Украиной и так называемыми ДНР и ЛНР — это усиливало чувство безопасности внутри Беларуси. Происходила относительная либерализация экономики, валюта оставалась стабильной, - напомнил Петр Рудковский. - Нынешняя аполитичность зиждется на том же: чувство безопасности плюс экономическое положение граждан и их семей. Но есть ключевое отличие: в 2018-2019-м за этим стоял фактор пряника — были позитивные, привлекательные моменты. Сейчас же аполитичность формируется фактором кнута. Государство принуждает граждан сосредоточиться на личной безопасности и экономическом положении их самих и их семей. Была ли прежняя аполитичность надежной? Ответ мы знаем. Будет ли нынешняя? Полученная с помощью кнута выглядит в разы менее надежной и крепкой, скорее, очень шаткой. Новая политическая мобилизация может быть взрывной».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: