Какие выгоды получит Минск от вступления в ШОС?

04 июля 2022
Thinktanks.by
Политика

В объединении азиатских государств Беларусь будет единственной европейской страной. Кроме гигантского потребительского рынка, для белорусских властей членство в ШОС откроет международные контакты.

Беларусь изучает возможности повышения статуса в ШОС с наблюдателя до полноправного члена и даже рассчитывает на ускоренную процедуру принятия.

ШОС – это региональной азиатская международная площадка, с которой наша страна географически никак не связана. 

Кроме нашей страны, еще трие государства имеют статус наблюдателя: Афганистан, Иран и Монголия. Еще шесть являются партнерами по диалогу — Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка. Как видим, Беларусь — единственная европейская страна, представленная в ШОС.

Правда, в последние годы Шанхайская организация сотрудничества звучит не иначе как в контексте Большой Евразии. И тут у Беларуси, позиционирующей себя после августа 2020-го не иначе как форпост евразийства, появляются все географические права, пишет внешнеполитический эксперт «Центра новых идей» Павел Мацукевич.  

Процесс присоединения к ШОС не мгновенный. Для Индии и Пакистана на это ушло почти два года. Афганистан подал заявку на полноправное членство еще в 2015-м и пока без результата. Иран — в 2008-м, но до 2015 года его не могли принять из-за санкций Совета Безопасности ООН. Затем двери в ШОС Тегерану заблокировал Таджикистан. Конфликт удалось урегулировать и на саммите в Душанбе в 2021 году была начата процедура приема Ирана в организацию. Там же стартовал процесс предоставления статуса партнера по диалогу Египту, Катару и Саудовской Аравии.

Россия заинтересована в членстве Беларуси

Для РФ в текущей фазе жесткого противостояния с Западом ШОС становится одним из элементов международной поддержки и разрыва изоляции, а взаимодействие со странами организации — каналом обхода санкций и возможностью для замещения западных поставщиков и рынков. 

В этом смысле Россия будет лоббировать вступление в ШОС Беларуси на правах полноценного члена для того, чтобы усилить свои позиции на этой площадке. 

К слову, решения о предоставлении Беларуси статуса партнера по диалогу и наблюдателя принимались в годы российского председательства в ШОС — на саммитах в Екатеринбурге и Уфе.

Зачем им нужна Беларусь?

 В 2016-м, комментируя получение статуса наблюдателя, Владимир Макей отмечал, что Беларусь тем самым фактически становится «западными воротами» ШОС, соединяющими организацию с ЕС, и связующим звеном единого экономического пространства в Евразии.

А в 2021 году Александр Лукашенко говорил: «Совместными усилиями мы в состоянии эффективно соединить Европу с Азией, обеспечив расширение сети маршрутов и создание необходимых условий для транзита».

Это вписывалось в инициативу «интеграции интеграций», предполагающую поступательное сближение Евразийского экономического союза и Евросоюза, — ее Беларусь продвигала и на Западе — в Восточном партнерстве. Транзитный потенциал и логистические возможности превращали нашу страну в важнейший транспортный хаб на границе ЕС и ШОС благодаря Шелковому пути.

Но после августа 2020-го и особенно после 24 февраля 2022-го в этой истории поставлена жирная точка, скрепленная беспрецедентными санкциями со стороны ЕС, США и их союзников. Любое сотрудничество с Беларусью стало санкционно опасным, даже если речь идет о транзите. 

Закрытые западные ворота обрекают нашу страну на роль конечной на пути из Азии в Европу. 

Зачем белорусским властям членство в ШОС?

Значимость ШОС для Минска за последние два года на фоне западных санкций чрезвычайно возросла — прежде всего как гигантского рынка, способного в теории поглотить все “Made in Belarus”.

После вступления в 2017 году Индии и Пакистана в ШОС ее пространство расширилось практически до четверти территории земной суши, на которой проживает почти половина населения мира. 

Линия, которую Минск проводит в ШОС, выглядит примерно так: власти представляют Беларусь страной с сильным аграрным сектором, производством и машиностроением. Шосевцам предлагается покупать у нас продукцию всех этих отраслей для укрепления продовольственной безопасности ШОС.

Кроме того, ШОС представляет собой политическую площадку, где белорусские лидеры получают международное признание и участие.

ШОС, как и СНГ, практикует направление миссий для наблюдения за выборами. В Минск ее миссии приезжают, начиная с президентских выборов 2015-го, и еще ни разу не расстроили власти. Вывод миссии ШОС по итогам наблюдения на февральском конституционном референдуме: проводился прозрачно и открыто, и был нацелен на дальнейшее развитие демократических процессов в Беларуси.

Наконец, ШОС дает Лукашенко возможность поддержания личных контактов. В июне 2017 года на полях саммита в Астане он провел встречу с генсеком ООН Антониу Гутерришем. В ходе прошлогоднего Совета глав государств в Душанбе — встретился с лидерами Пакистана и Ирана. Уже известно, что на предстоящем саммите ШОС в Самарканде Лукашенко рассчитывает на встречу с председателем КНР.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: