Белорусы обеднели, но стали больше тратить

27 июля 2022
Thinktanks
Экономика

Белорусы в этом году оставляют больше денег в магазинах каждый день. Но это не говорит о том, что мы стали расточительнее, а о том, что мы стали больше тратить на товары первой необходимости.

Об этом свидетельствует показатель однодневного розничного товарооборота на душу населения. Этот показатель обозначает, сколько в среднем белорусы оставляют каждый день денег на покупки в магазинах, объясняет "Кошт урада".

Отчет Белстата показывает, что этот показатель в течение 2022 года прирастал достаточно интенсивно. При этом можно отдельно отметить значительный мартовский всплеск — в этом месяце цены стремительно начали расти, и, соответственно, увеличился показатель однодневного розничного товарооборота на душу населения: с 17,2 рублей в январе-феврале до 18,6 в январе-марте.

Но в дальнейшем этот показатель не просто не снизился, но и продолжал нарастать, достигнув к первому месяцу лета 19 рублей.

Очевидно, что белорусы оставляют все больше денег в магазинах. Быть, может потому, что они стали покупать больше товаров? Нет, это вряд ли: потребительские привычки так быстро не меняются. Тогда, вероятно, стали больше зарабатывать? Нет, конечно, зарплаты в реальном выражении снижаются. Вероятно, вырос ассортимент, появились новые продукты и это стимулирует покупателей тратить больше денег? Опять нет, даже — наоборот, все мы видим, что на полках магазинов выбор все скуднее.
«Причина происходящего очень проста, дорожают все продукты, в том числе — первой необходимости, и люди вынуждены тратить на них все больше денег даже несмотря на то, что зарплаты, наоборот, упали», - отмечают эксперты.

Однако однодневный товарооборот не всегда растет точно вслед за ценами. Потому что на что-то людям уже будет не хватать, что-то будут выбирать из более низкой ценовой категории.
Собственно говоря, такую картину мы и видим. Однодневный розничный товарооборот за первое полугодие 2022 года вырос на 14,5% к аналогичному периоду прошлого года, при этом инфляция в годовом выражении в июне составила 17,6%.

То есть, очевидно, что запросы у потребителей сократились. Условно говоря, те, кто ел говядину, перешли на свинину, а те, у кого в рационе основной была свинина — на более дешевую курицу. И примерно так же по многим другим категориям товаров.
 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: