Белорусский ИТ-сектор: уезжает или возвращается?

23 января 2023
Thinktanks.by
Экономика

Пока нет оснований говорить о массовом возвращении белорусских айтишников в Беларусь, в то время как процесс их оттока до сих пор не остановлен.

Всего несколько лет назад белорусский ИТ-сектор был драйвером экономики, но теперь его вклад в экономический рост сокращается. Впрочем, представители государства заявляют, что поводов для беспокойства нет. Недавно заместитель директора ПВТ Кирилл Залесский сказал, что “при всех тех вынужденных перемещениях наших программистов за пределы нашей страны большинство из них при малейшей же возможности возвращается на родину”. Так ли это? Своим мнением по данному поводу с проектом «Беларусь. Экспертиза» поделилась Анастасия Лузгина, старший научный сотрудник BEROC.

Миграция специалистов: доступные цифры и факты

По ее словам, для того, чтобы разобраться в перспективах ИТ-сектора, попытаемся понять, насколько велико возвращение ИТ-специалистов по сравнению с их отъездом. Одним из показателей, который характеризует динамику ИТ-сектора, является соотношение числа принятых и уволенных работников. Исходя из официальных данных, за январь-октябрь 2022 года ИТ-сектор сократился почти на 15 тысяч человек. Причем массовый отток кадров начался с марта, то есть после начала военных действий в Украине. Маловероятно, что ушедшие айтишники вдруг решили перейти работать в другие сектора экономики. Можно предположить, что основная часть из них просто уехала из страны. 

Косвенно о релокации беларусских специалистов свидетельствуют и статистические показатели других стран. Например, по данным Евростата, только за 2021 год разрешение на постоянное проживание в той или иной стране ЕС получили 149 тысяч беларусов (в 2020 году этот показатель равнялся 63,5 тысячи человек). 

Как пишет Анастасия Лузгина, если рассматривать миграционную ситуацию в 2022 году, то социальные взносы в Польше на конец ноября платили более 105 000 беларусов. И это при том, что на конец июня это цифра составляла 87 000 человек. 

Приток беларусов происходил не только в Польшу, но и в Литву, другие страны. В Литве, по данным за второе полугодие 2022 года, проживало около 49 тысяч беларусов. В Грузию в марте-июне 2022 года въехало 54 тысячи граждан республики, из которых 15 тысяч решили остаться. 

Эксперт обращает внимание, что, безусловно, не все уехавшие беларусы являются представителями ИТ-сектора. Однако есть и другие косвенные данные, которые свидетельствуют о том, что беларусский ИТ сокращается безвозвратно. К примеру, данные о количестве принятых и уволенных в ИТ и изменения в политике найма таких крупных компаний, как Wargaming и EPAM. Например, в планах EPAM на 2022 год было снизить численность персонала в Беларуси и Украине, где также работали беларусы, на 6000 человек. В то же время численность работников EPAM в Польше выросла с декабря 2021 года на более чем 2,5 тыс. человек и составила 6 500+ специалистов.  Литовский офис EPAM вырос с 3 человек в ноябре 2020 года до почти 1500 по данным на конец 2022 года. Офис Wargaming в Беларуси был и вовсе полностью закрыт, а часть сотрудников уехала работать в другие страны. В той же Литве количество сотрудников Wargaming выросло в 2022 году с 400 до 1000 человек.

Таким образом, краткий анализ свидетельствует об отъезде тысяч беларусов, включая айтишников. В то же время нет цифр, которые бы подтверждали противоположные тренды. Безусловно, существуют примеры возвращения айтишников обратно в Беларусь. Однако пока действуют причины, которые вызвали массовую релокацию ИТ-сектора, вряд ли можно говорить о том, что большинство уехавших вернутся в ближайшее время. 

Причины и последствия релокации

На решение о миграции ИТ-специалистов повлияло несколько факторов. Среди них экономист отметила следующие:

  • Из-за начала военных действий в соседней с Беларусью стране возникла угроза личной безопасности, что могло стать одним из стимулов для переезда айтишников и их семей в более безопасные локации. 
  • Беларусь стала рассматриваться как соучастник России, и многие западные заказчики отказались сотрудничать с беларусскими компаниями и их работниками, которые находились на территории страны. Сокращение заказов вынуждало ИТ-компании уменьшать свое присутствие в Беларуси или даже полностью его прекращать. В результате переезда компаний в другие страны происходила релокация и их специалистов. 
  • На процессы миграции айтишников также могло оказать влияние объявленная мобилизация в России и сверки данных военкоматов в Беларуси осенью 2022 года. 
  • Еще одной причиной отъезда представителей ИТ-сектора являлись массовые уголовно-административные преследования, которые начались после президентских выборов 2020 года.  

Релокация ИТ-специалистов, в отличие от работников других сфер, может происходить достаточно быстро и массово. Те люди, которые формировали образ Беларуси как ИТ-страны, могут за короткое время найти применение своим знаниям и навыкам в других, более привлекательных с точки зрения личной безопасности и материального благополучия государствах. 

Как отмечает Анастасия Лузгина, в Беларуси сформировался ИТ-сектор, который изначально был ориентирован на работу с европейскими и американскими заказчиками. Доля заказов из данных стран в общем объеме заказов резидентов ПВТ по итогам 2019 года составляла более 85%.  Беларусские ИТ-специалисты и их наниматели работали в соответствии с международными стандартами. Многие из айтишников хорошо владеют хотя бы одним иностранным языком. Переезд и трудоустройство в европейских и американских компаниях не является для таких людей чем-то сверхсложным. Этому также способствует и специальные программы, такие, например, как получение визы Poland Business Harbor (PBH), которая позволяет не только жить, но и работать на территории Польши. С 10 августа 2020 года по 30 ноября 2022 года беларусы получили более 65 000 виз PBH. 

По сути, в Беларуси сформировался уникальный для страны с жестким государственным управлением высокотехнологичный, конкурентоспособный, ориентированный на работу с западными партнерами сектор, который в результате стал одним из драйверов экономического развития. В 2021 году положительный вклад в ВВП страны сектора «Информация и связь» составил 0,7%. Однако уже по итогам 11 месяцев 2022 года данный показатель равнялся 0%.

По мнению эксперта BEROC, текущие процессы релокации айтишников приводят не только к потере одной из наиболее перспективных для экономики Беларуси отраслей, но и имеют иные, не столь очевидные, отрицательные последствия. Во-первых, в ИТ-секторе уровень заработных плат всегда был в несколько раз выше среднего по стране. Соответственно, более высокие траты, которые могли позволить айтишники, стимулировали развитие других секторов экономики, таких как торговля, общественное питание, сфера отдыха и развлечений, строительство и др. Во-вторых, со временем ИТ-сектор мог способствовать развитию не только Минска, но и регионов, малых населенных пунктов, так как занятость в ИТ секторе не требует обязательного нахождения в офисе. Молодые семьи айтишников могли бы выбирать жизнь вне крупного города, при формировании в районах соответствующей инфраструктуры. Наконец, переезд в другие страны высококвалифицированных ИТ-специалистов и их семей безусловно будет оказывать долгосрочный отрицательный эффект в виде утечки человеческого капитала, что скажется и на демографической ситуации в стране. 

Как считает Анастасия Лузгина, пока нет оснований говорить о массовом возвращении беларусских айтишников в Беларусь, в то время как процесс их оттока до сих пор не остановлен. Опыт Беларуси показывает, как в условиях цифровизации и открытости мировой экономики можно быстро сформировать успешную отрасль, и так же быстро ее потерять.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: