Основной мотивацией белорусок начать бизнес является рост доходов и стремление к независимости

10 марта 2023
Thinktanks.by
Экономика

При этом белорусские женщины-предпринимательницы в основном обеспокоены провалом своего бизнеса, а не тем, что оставят семью и детей без внимания.

Компания Visa опубликовала результаты исследования женского лидерства и предпринимательства в Восточной и Юго-Восточной Европе, Центральной Азии и на Кавказе, проведенного Emerging Europe, авторитетной платформой для развития бизнеса и сообществ, которая специализируется на данном регионе, в рамках инициативы She's Next. Информацией об исследовании поделился Belretail.

Обширное исследование включало в себя онлайн-опрос 2000 владелиц бизнесов или самозанятых женщин в 11 странах, в том числе в Беларуси, 75 глубинных интервью и работу в фокус-группах. Полученные данные позволяют составить детальный портрет среднестатистической предпринимательницы региона и понять трудности и проблемы, с которыми сталкиваются женщины в ходе своей карьеры.

В целом, большинство принадлежащих женщинам бизнесов в Восточной и Юго-Восточной Европе, Центральной Азии и на Кавказе (84%) предоставляют товары и услуги только в пределах своих государств, но предпринимательницы заинтересованы в обучении ведению бизнеса за рубежом.

Ведущими секторами, в которых работают женские бизнесы, являются красота и здоровье (17%), розничная торговля (12%), сельское хозяйство и продовольствие (12%), образование (8%) и пиар и маркетинг (7%). Две трети предпринимательниц не привлекают внешнее финансирование, а три четверти не имеют наемных работников. Около 35% принадлежащих женщинам бизнесов в регионе были основаны с вложениями менее $1000. Лишь каждая десятая предпринимательница имеет больше 5 сотрудников.

Основные выводы

Женщины стремятся к профессиональной и финансовой независимостиОсновными источниками мотивации открыть свое дело для женщин являются желание увеличить доход (50%), желание работать на себя (31%) и исполнение мечты (21%). В Беларуси основной мотивацией начать бизнес является увеличение дохода (47%) и стремление к независимости (35%).

Предпринимательницы почти в равной мере озабочены бизнесом и личной жизнью. Опрошенные заявили, что больше всего переживают, что их бизнес потерпит неудачу (29%), что их финансовое положение ухудшится (27%) и что они оставят семью и детей без внимания (25%). Тенденции в Беларуси аналогичны: женщины в основном обеспокоены провалом бизнеса (34%) и ухудшением финансового положения (21%).

Женские бизнесы страдают от конкуренции и проблем с привлечением финансирования. Предпринимательницы чаще всего сталкиваются с такими трудностями, как высокая конкуренция (40%), привлечение капитала (32%) и неблагоприятные условия ведения бизнеса (31%). Респондентки в Беларуси отметили, что самою большой проблемою при открытии и ведении бизнеса в их стране является высокая конкуренция, а неблагоприятные условия ведения бизнеса и проблемы с привлечением капитала на себе ощущают только 33% и 20% соответственно.

Предпринимательницы желают обучаться ведению бизнеса в интернете. Основные навыки, которые опрошенные хотят приобрести, — это стратегии получения дополнительного финансирования (47%), цифровой маркетинг и ведение социальных сетей (37%), электронная коммерция (24%) и расширение бизнеса на международном уровне (21%). В Беларуси топ самых популярных навыков выглядит точно так же: на первых местах стратегии получения дополнительного финансирования (39%), цифровой маркетинг и ведение социальных сетей (26%) и электронная коммерция (26%).

Предприятия, принадлежащие женщинам, расплачиваются с сотрудниками и поставщиками наличными, но, как правило, устанавливают POS-терминалы для клиентов. 42% предпринимательниц расплачиваются со своими сотрудниками и поставщиками наличными, а оплату картой предпочитают лишь 37%.
В Беларуси платят сотрудникам и поставщикам наличными 38%, а оплате картой отдают предпочтение лишь 34%.
Однако среди клиентов электронные платежи гораздо популярнее: 37% респонденток отметили, что за их товары и услуги чаще всего расплачиваются картой, а 42% заявили, что предпочитают, чтобы их клиенты платили картой. Для сравнения, 35% предпринимательниц заявили, что их клиенты чаще расплачиваются наличными, и только 28% предпочитают, чтобы клиенты пользовались наличными и далее.
В Беларуси клиенты в основном платят картой (50% против 27%, которые расплачиваются наличными). А почти половина белорусских предпринимательниц заявили, что предпочитают, чтобы за их товары и услуги расплачивались картой.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: