Как расстреливали и где умирали мэры Минска

17 сентября 2023
Thinktanks.by
Общество

Минских градоначальников в период с 1902 по 1945 годы сменилось очень много. Парадоксально, но история минских улиц многих из них не запомнила, зато сохранила имена тех, кто хотел их убить.

Как сложились судьбы большинства минских губернаторов предреволюционного десятилетия и жизненные пути первых советских градоначальников Минска, выясняло агентство «Минск-Новости».

Царские губернаторы

В сравнении с XIX веком с 1902 г. минские губернаторы оставались в должности недолго. Александр Мусин-Пушкин руководил городом менее трех лет, а его преемник Павел Курлов — менее года. Деятельность второго пришлась на время революционных волнений. 18 октября 1905-го на Привокзальной площади он санкционировал событие, известное как Курловский расстрел. На губернатора покушались. В частности, 14 января 1906 г. эсер Иван Пулихов метнул в него бомбу, однако та не взорвалась. После революции Курлов сбежал за границу. Умер в 1923-м в Берлине. Именем Пулихова, которого сегодня бы (как, впрочем и тогда) окрестили террористом, назвали одну из минских улиц. 

Якова Эрдели можно назвать долгожителем на посту, если сравнивать его с предшественниками. Он прослужил с 1906-го по 25 ноября 1912 г. Предки Эрдели в XVIII ст. приехали из Венгрии в Россию и поселились в Херсонской губернии. Можно сказать, Якову Егоровичу повезло. Период его руководства стал затишьем перед бурей. В это время в городе открыли кинотеатры «Модерн», «Эден». Минчане жили каждодневными заботами. Никто не мог представить, что вскоре начнется Первая мировая война, а за ней — революция и Гражданская, советско-польская войны. Достоверно известно: в 1919-м Эрдели замучили большевики в Елисаветграде (город Кропивницкий, Украина).

Яков Эдерли

Его преемник Алексей Гирс служил с 26 ноября 1912 г. по 30 апреля 1915-го. Легендарная личность. До Минска он был градоначальником Киева. В тот период туда приехал председатель Совета министров Российской империи Петр Столыпин, на него совершили покушение. Чтобы об инциденте поскорее забыли, Гирса перевели к нам на ту же должность. После начала Первой мировой в городе появилось много военных госпиталей. Свой дом по адресу: пл. Свободы, 7, семья Алексея Федоровича отдала под лазарет. В это время в Минске побывал Николай II. Он растрогался от поступка чиновника. После революции Гирс успел эмигрировать. Прожил долго — 86 лет. Умер в Париже в 1958-м.

Алексей Гирс

Андрею Чернявскому, занимавшему пост губернатора с 30 апреля 1915-го по август 1916 г., фортуна не улыбнулась. Покинуть молодое советское государство он не успел. Судьба занесла его в Грузию. В Тбилисской музыкальной студии он трудоустроился кассиром. В декабре 1937-го его приговорили к высшей мере наказания за шпионаж.

Прозорливее оказался Владимир Друцкой-Соколинский, последний царский губернатор в Минске. Он стал самым молодым градоначальником в стране (36 лет). Занимал должность шесть месяцев (август 1916-го — март 1917 года), успел уехать в Италию, где прожил 25 лет.

Рожденные революцией

Разве можно назвать скромным словом «перегибы» то, что из 15 председателей Минского городского исполнительного комитета с 1917 по 1941 г. 12 расстреляли в 1937-м и 1938-м как врагов народа? Карл Иванович Ландер умер своей смертью от туберкулеза в 1937 г. Что сказать: многие из этих людей революционеры со стажем, а революция, как известно, пожирает собственных детей.

Первым председателем исполкома Минского городского Совета (так назывался будущий Мингорисполком, он объединял законодательную и исполнительную власть на территории города и округа) стал Борис Позерн (с марта по июль 1917-го).

Позже, в период массового террора (1937-1938 гг.), он был прокурором Ленинградской области. Входил в состав «особых троек». В июле 1938-го его самого арестовали и приговорили к высшей мере наказания.

Еще пример: Виктор Иванович Яркин с марта 1918 г. по май 1919-го возглавлял исполком Минского городского Совета и одновременно республиканскую ЧК! По словам Янки Купалы, вядомы сваёй крывавай ненасытнасцю. Яркина расстреляли в 1937-м.

Виктор Яркин

Известны и альтернативные примеры. Никифор Лукич Аксючиц руководил городом с апреля 1929-го по декабрь 1930 г. Он не был большевиком до революции. В 1922-м после демобилизации из Красной армии включился в общественную жизнь. Организовал Белсельбанк, выдававший кредиты крестьянам, но нэп быстро завершился. Аксючица обвинили в выдаче кредитов кулакам, а банк закрыли. Однако он зарекомендовал себя крепким хозяйственником. При нем достроили городскую канализацию и заключили в коллектор ставшую антисанитарной реку Немигу. Еще раньше гору на спуске нынешнего пр. Независимости к цирку сделали более пологой, чтобы трамваи не шли накатом к новому железобетонному мосту через Свислочь. Но хватало и нерешенных проблем: квартирный вопрос, перебои в работе водопровода. Глава городского исполкома не деликатничал, в ответ на замечания вступал в споры с сотрудниками Минского горкома партии. После выговора за допущение оппортунистических ошибок Никифора Лукича сняли с должности. Казалось, он пошел на повышение, возглавил Народный комиссариат коммунального хозяйства БССР. Однако в 1934-м пропал без вести. По одной версии, его арестовали и расстреляли, по другой — он получил длительный срок и сгинул в лагерях. Снимка Аксючица не сохранилось.

Антон Кореневский тоже не был участником революционного движения до 1917-го. Руководителем исполкома Мингорсовета работал с марта 1933 г. по январь 1934-го. Как на грех, в период его деятельности в БССР приехал новый представитель ОГПУ в Беларуси Леонид Заковский, обладавший неисчерпаемой фантазией. Неоспоримо, что в СССР находились иностранные шпионы, оппозиционно настроенные граждане. Заковский в собственном воображении умножил их примерно на 200. На селе он нашел 1,5 тыс. контрреволюционных группировок. В Минске раскрыл 59 «повстанческих» ячеек, 19 диверсионных и 4 террористические группы, 20 шпионских ячеек и резидентур, молодежную организацию. Все это рассказали на страницах газеты «Правда», что предрешило судьбу Кореневского. В 1937-м его расстреляли. Через год та же участь ожидала и Заковского.

Из 15 довоенных руководителей исполкома Мингорсовета выжил только Константин Иванович Бударин, потому что его назначили на пост в сентябре 1940-го, когда массовые репрессии поутихли. 24 июня 1941 г. он эвакуировался из столицы БССР. После ее освобождения в июле 1944-го еще год возглавлял исполком. Позже занимал другие должности. Бударин прожил 88 лет, умер в 1987-м.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: