Торговые центры в регионах почти не строят. Но ситуацию может изменить потребительский спрос

25 сентября 2023
Thinktanks.by
Экономика

За последние полтора года в регионах практически не появлялось знаковых торговых объектов. Однако эксперты позитивно оценивают перспективы отрасли на фоне роста потребительского спроса населения.

Период активного развития регионального ритейла закончился, в зависимости от региона, 5-10 лет назад. После ввода в эксплуатацию торгово-развлекательного центра Trinity в Гродно (63,2 тыс. кв. м) во II полугодии 2019 года крупные региональные объекты в областных городах не создавались, сообщает консалтинговая компания "Коллиерз" в своем обзоре торговой недвижимости.

За последние полтора года новый объект торговой недвижимости появился только в Могилеве - ТЦ «Гринвич».

В Витебске была завершена реконструкция универмага (ул. Замковая, 19/1) - перепрофилирование складских площадей в торговые. В Гродно в 2023 году был введен небольшой, вне стока торговый центр в микрорайоне Грандичи (GBA 2, 2 тыс. кв. м, GLA 1,6 тыс. кв. м).

Большинство новых проектов представляют объекты не регионального, а районного или микрорайонного формата.

Что обещают построить?

В перспективе во всех областных городах сток будет расти за счет вывода на рынок новых торговых центров: не менее 140 тыс. кв. м площадей должны пополнить сток крупноформатной торговой недвижимости областных городов в ближайшие годы. При этом собственники торговых центров устаревшего формата и/или концепции вплотную подойдут к необходимости внесения изменений, в первую очередь за счет реконструкции.

В Бресте начата подготовка реализации крупного нового проекта МФК минской компании «Сигмаполюс» на ул. Московской, 248, общей площадью 112 тыс. кв. м и торговой 43 тыс. кв. м. Он станет вторым по величине торговоразвлекательным центром в регионах. К настоящему времени известно, что оператором гипермаркета арендопригодной площадью 4,3 тыс. кв. м будет пока не присутствующая в городе национальная розничная сеть.

В Витебске по анонсированным более 10-ти лет назад проектам ТРЦ Metro Park (6,4 тыс. кв. м) и Vitebsk Plaza (22 тыс. кв. м) движения нет. На этапе планирования остается проект DIY-гипермаркета «ОМА» (7,3 тыс. кв. м). Активно продвигаются СМР по проекту торгово-логистического центра в выкупленном на аукционе бывшем производственном корпусе. Его ввод ожидается весной 2024 года. Новые проекты в Витебске не анонсированы.

В Гомеле по реализуемому проекту торгового цента (GLA 5,0 тыс. кв. м) на пересечении улиц Барыкина-Безымянной движения нет, законсервированное строительство ТЦ «Надежда» (около 4,0 тыс. кв. м общей площади) на пересечении ул. Народного Ополчения-Ефремова в текущий период выставлено на продажу. Впервые за несколько лет в Гомеле анонсирован проект ТЦ «Солар» в районе Шведская горка общей площадью 6,0 тыс. кв. м.

В Гродно в последние годы предпочитали возводить объекты небольшого формата, данная тенденция продолжилась и в прошедший период, в настоящее время на этапе реализации находятся 6 проектов и еще 5 анонсированы. Около ТЦ Old City на ул. Дубко, 11, начинается строительство многофункционального комплекса с торговым центром общей площадью 10 тыс. кв. м, проект которого связывают с известным гродненским бизнесменом, девелопером и отельером Станиславом Семашко.

В Могилеве в конце 2022 г. введен ТЦ «Гринвич» (GLA 7,0 тыс. кв. М) на ул. Белинского, 28. Новые проекты за прошедший период в городе не анонсировались.

Какие перспективы у новых ТРЦ?

Регулирование розничных цен будет стимулировать рост потребительских расходов на питание, отдых и развлечения. Это в свою очередь поспособствует росту трафика и успешному развитию новых крупноформатных торговых объектов. Такие новые объекты имеют хорошие перспективы в Витебске и Гомеле, в которых значительно ощущается их недостаточное предложение.

Выход на рынок областных центров новых, не присутствующих еще в торговых центрах Минска, ритейлеров из России, Турции и других стран в ближайшем будущем маловероятен.

Спрос площадей могут предъявить компании производственного сектора и/или с государственной долей в капитале.

Маркетплейсы и e-com, как в Беларуси, так и в сопредельных странах, пока не создали угрозу для классического ритейла, поэтому у качественных и привлекательных для потребителя торговых центров достаточно перспектив на настоящем этапе развития.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: