Анатолий Харитончик: Закрепилась тотальная зависимость экономики Беларуси от России

08 января 2024
Юрий Камнев, Thinktanks.by
Экономика

Попытки нарастить ВВП любой ценой к концу 2024 года могут привести к перегреву экономики в масштабах, сопоставимых с теми, которые наблюдались перед кризисами 2009, 2011 и 2015 годов.

По просьбе Thinktanks.by подвел итоги экономического 2023 года и сделал прогноз на следующий год эксперт BEROC Анатолий Харитончик.

Беларусская экономика показала свою «живучесть»

2023 год принес противоречивые результаты для беларусской экономики. С одной стороны, ВВП прибавит почти 4% и в значительной степени отыграет спад предыдущего года, инфляция сложится вблизи 6%, а безработица – на исторически минимальных уровнях.

С другой стороны, достигнутые результаты в значительной степени стали следствием применения архаичных практик экономической политики и ее избыточно стимулирующего характера.

В результате беларусская экономика входит в 2024 год в состоянии низкого потенциала экономического роста и разбалансированности спроса и предложения, что порождает угрозы интенсификации инфляционных процессов и ухудшения внешнеэкономической позиции.

2023 год продемонстрировал чрезвычайно высокую «живучесть» беларусской экономики –особенно частного бизнеса и населения. В среде колоссального санкционного давления, оттока рабочей силы и возврата к архаичным практикам во внутренней экономической политике, бизнес сумел перестроить логистические и финансовые цепочки, нарастить производство и продажи.

Высокая адаптивность бизнеса и населения к ухудшению условий функционирования – позитивный результат текущего года. Во многом благодаря этому беларусская экономика завершит 2023 год с приростом ВВП на 3,8–4%. Однако, этот рост лишь частично носит восстановительный характер после спада на 4,7% в 2022 года.

Денежная масса за год выросла почти на 30%

Почти 1,5 п.п. прироста беларусской экономики в текущем году стали следствием избыточно стимулирующей внутренней экономической политики. 2023 год характеризовался заякореванием приоритета стимулирования экстенсивного роста над обеспечением макроэкономической стабильности. Нацбанк де-факто утратил независимость в использовании инструментов монетарной политики. Денежно-кредитные условия в 2023 году поддерживались избыточно мягкими: процентные ставки по рублевым рыночным кредитам и вкладам переписали исторические минимумы в номинальном выражении, а в реальном сохранялись ниже нейтральных уровней. Восстановлена активная практика директивного кредитования, а прирост расходов консолидированного бюджета может составить порядка 20% по итогам текущего года. В результате денежная масса выросла за год почти на 30% – ее объем в реальном выражении мог примерно на 10% превысить инфляционно-нейтральный уровень во второй половине года.

Выбранные властями методы стимулирования привели к быстрому росту внутреннего спроса, особенно в потребительском сегменте, где были заметно превышены довоенные уровни. Вместе с тем текущий год показал, что в беларусской экономике возможности подстройки стороны предложения под усилившийся спрос ограничены в условиях дефицита рабочей силы и санкционного воздействия.

Нехватка кадров сейчас является ключевым барьером для наращивания выпуска во всех секторах экономики и отражается в повышении издержек на труд и стремительном росте реальных зарплат, превосходящим рост производительности труда. Численность работников в Беларуси в последние годы сокращается вследствие демографических трендов и эмиграции. В среде дефицита кадров для расширения выпуска и его подстройки под стремительно возросший спрос производителям необходимо увеличивать производительность труда, то есть совершенствовать технологии производства. Однако это не быстрый процесс, а для его устойчивого протекания необходимы не мягкая монетарная и бюджетная политика, а стимулы, лежащие в плоскости институтов – верховенство права, гарантии прав собственности и исполнения контрактов и др.

Результатом продолжительной реализации сверхмягкой экономической политики и ограниченных возможностей производителей товаров и услуг в подстройке под избыточный спрос стал перегрев экономики, масштаб которого достиг примерно 2–3% потенциального ВВП в IV квартале 2023 года. Такая разбалансировка спроса и предложения ведет к актуализации угрозы ускорения инфляции и ухудшения состояния внешней торговли.

Инфляция к концу года достигнет 5,5-6%

Инфляция в текущем году обновила исторический минимум, опустившись до 2% г/г в сентябре с 12,8% г/г в декабре 2022 года. Частично замедление роста цен объясняется настройкой цепочек поставок товаров в страну и снижением инфляционных ожиданий после их всплеска весной 2022 года. Вместе с тем основной причиной резкого понижения инфляции стал тотальный ценовой контроль со стороны правительства, оформленный в октябре 2022 года постановлением № 713. Жесткое госрегулирование подавляет перенос инфляционных факторов в фактический рост цен, а его прямой вклад в снижение инфляции оценивается в размере около 5 п.п. в текущем году.

Однако даже при действующей системе ценового контроля инфляция с октября начала ускоряться и достигнет 5,5–6% по итогам 2023 года – перегрев спроса и рынка труда повышает издержки и рано или поздно трансформируются в повышение потребительских цен или дефицит товаров. У директивного подхода к управлению инфляцией в сочетании с избыточно мягкой монетарной политикой есть и еще один неприятный аспект, связанный с накапливанием инфляционного навеса – потенциала отложенного ускоренного повышения цен.

В части внешней позиции текущий год характеризовался фактически «схлопыванием» профицита внешней торговли товарами и услугами. Избыточный спрос в экономике наряду с ухудшением ценовых условий торговли обусловили возврат торговли товарами к дефициту. Профицит торговли услугами сильному сократился вследствие устойчивого спада IT-сектора и грузоперевозок, а его размер не позволяет надежно компенсировать дефицит торговли товарами. Пока масштаб дисбаланса во внешней торговле не является критическими и в будущем году дефицит может не превысить 1% ВВП, если власти не пойдут на еще большее смягчение экономической политики. Однако даже такая динамика торговли формирует предпосылки к умеренному ослаблению белорусского рубля – в пределах 10% по корзине иностранных валют при отсутствии сильных шоков.

В текущем году закрепилась тотальная зависимость беларусской экономики от России. В импорте товаров доля России составляет порядка 60%. А в экспорте достигла почти 65%, в то время как до 2022 года находилась около 40%. При этом логистика экспортных поставок беларусских удобрений, нефтепродуктов, выпуск которых восстановился почти к докризисным показателям, полностью завязана на транспортно-логистическую инфраструктуру России. В результате Беларусь может сильно терять в маржинальности поставок из-за существенного удлинения логистического плеча и монопольного положения российских перевозчиков (особенно железнодорожных). Кроме того, такая зависимость от России снижает устойчивость логистических цепочек и повышает риски их неожиданных сбоев.

Прогноз-2024: угроза ускорения инфляции и ослабления рубля

Резюмируя, беларусская экономика входит в 2024 год в разбалансированном состоянии с низким потенциалом экономического роста, нависшей угрозой ускорения инфляции и ослабления национальной валюты. Так как пространство для восстановительного роста исчерпано, производственные мощности рекордно загружены, и экономика уже перегрета, то «здоровым» процессом в будущем году будет замедление роста ВВП в диапазон 0–1%, что соответствует мягкой рецессии. Именно мягкая рецессия в сочетании с «нормализацией» внутренней экономической политики позволит с наименьшими издержками вернуть выпуск на траекторию сбалансированного роста, которая оценивается около 1% в год.

Попытки властей искусственно поддержать высокие темпы роста ВВП за счет избыточно мягкой политики приведут к существенному повышению инфляционного и девальвационного давления. В крайнем сценарии, если власти будут во что бы то ни стало пытаться достичь цель по приросту ВВП в 3,8% в 2024 году, то к концу будущего года перегрев экономики достигнет масштабов, которые наблюдались перед кризисами 2009, 2011 и 2015 годов.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: