фото BIPART

Госсубсидии для занятия ремесленничеством или предпринимательством получили менее 1,5% безработных

28 февраля 2017
Thinktanks.by
Общество
фото BIPART

В Беларуси необходимо поменять концептуальный подход к социальной защите людей, потерявших работу.

Такова одна из ключевых рекомендаций, содержащаяся в исследовании «Социальная защита: как улучшить положение тех, кто потерял работу?», которое было презентовано в Минске на минувшей неделе. Его авторами стали аналитики Белорусского института реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART) Татьяна Чулицкая и Инна Ромашевская.

Официальная безработица. Нынешняя ситуация

В ходе презентации эксперты BIPART обратили внимание, что социальная политика в отношении безработных в Беларуси ориентирована только на лиц, официально стоящих на учете в службе занятости.  При этом возникает парадокс: хотя официальный уровень безработицы невысок, более  400 тысяч лиц трудоспособного возраста не имеют официального трудоустройства.  Это подтвердило Министерство по налогам и сборам, разослав соответствующее количество писем так называемым тунеядцам.

Авторы исследования отметили, что в качестве единственной цели каждой из ежегодных программ содействия занятости c 2011 по 2015 год ставилось поддержание определенного уровня зарегистрированной безработицы. Так в 2011 году уровень официальной безработицы составлял 0,6% от экономически активного населения. В 2012, 2013 и 2014 годах  он равнялся 0,5% и лишь в 2015 году вырос до 1% от экономически активного населения. Во многом такая статистика, по словам экспертов, обусловлена отсутствием стимула для людей официально регистрироваться в службах занятости.

Представители BIPART обратили внимание, что самым частым видом помощи, оказанной обратившимся за содействием в трудоустройстве, является именно содействие в трудоустройстве. Из общего числа обратившихся за помощью было трудоустроено более 50%. Однако для определенных групп обратившихся, уровень трудоустройства был ниже.

Следующей по распространенности видом помощи, оказанной обратившимся в службу занятости, стало повышение квалификации, переподготовка и профессиональная подготовка (в основном по рабочим специальностям). Такой вид помощи был оказан 63 тысячам безработных, или, как можно вычислить, 7% всех зарегистрированных за данный период.

Третьим по частоте оказания видом социальной поддержки оказалось выделение субсидии для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности». Данную помощь получили 12 тысяч безработных, или менее полутора процентов, зарегистрированных в качестве таковых.

Авторы исследования также проанализировали подпрограмму содействия занятости на 2016-2020 годы. Они обратили внимание, что в  ряде случаев в документе не указан ни срок выполнения оговоренных мероприятий, ни индикаторы выполнения, ни выделенный на их реализацию бюджет.

Рекомендации

Изучив ситуацию с социальной защитой безработных, эксперты выработали ряд рекомендаций. В частности, они предлагают поменять концептуальный подход к социальной защите безработных: от «привязки» граждан к рабочему месту через «наказывающий» Декрет №3 к стимулированию профессионального развития и мобильности.

При проведении политики в области социальной защиты безработных авторы исследования посоветовали взаимодействовать (через механизм социального заказа и другие) с бизнес-ассоциациями, профсоюзами и организациями гражданского общества.

Представители BIPART предложили пересмотреть размеры пособия по безработице, которое сейчас  не обеспечивает потребности людей, а также  и условия его выплаты, которые сегодня  не привязаны к стажу и причинам увольнения.

Также исследователи считают, что в Беларуси необходимо внедрить одну из схем обязательного страхования по безработице, применяемых за рубежом и развивать программы активного трудоустройства, практикуя поощрение работодателей за трудоустройство безработных.  


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: