В Беларуси необходимо поменять концептуальный подход к социальной защите людей, потерявших работу.
Такова одна из ключевых рекомендаций, содержащаяся в исследовании «Социальная защита: как улучшить положение тех, кто потерял работу?», которое было презентовано в Минске на минувшей неделе. Его авторами стали аналитики Белорусского института реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART) Татьяна Чулицкая и Инна Ромашевская.
Официальная безработица. Нынешняя ситуация
В ходе презентации эксперты BIPART обратили внимание, что социальная политика в отношении безработных в Беларуси ориентирована только на лиц, официально стоящих на учете в службе занятости. При этом возникает парадокс: хотя официальный уровень безработицы невысок, более 400 тысяч лиц трудоспособного возраста не имеют официального трудоустройства. Это подтвердило Министерство по налогам и сборам, разослав соответствующее количество писем так называемым тунеядцам.
Авторы исследования отметили, что в качестве единственной цели каждой из ежегодных программ содействия занятости c 2011 по 2015 год ставилось поддержание определенного уровня зарегистрированной безработицы. Так в 2011 году уровень официальной безработицы составлял 0,6% от экономически активного населения. В 2012, 2013 и 2014 годах он равнялся 0,5% и лишь в 2015 году вырос до 1% от экономически активного населения. Во многом такая статистика, по словам экспертов, обусловлена отсутствием стимула для людей официально регистрироваться в службах занятости.
Представители BIPART обратили внимание, что самым частым видом помощи, оказанной обратившимся за содействием в трудоустройстве, является именно содействие в трудоустройстве. Из общего числа обратившихся за помощью было трудоустроено более 50%. Однако для определенных групп обратившихся, уровень трудоустройства был ниже.
Следующей по распространенности видом помощи, оказанной обратившимся в службу занятости, стало повышение квалификации, переподготовка и профессиональная подготовка (в основном по рабочим специальностям). Такой вид помощи был оказан 63 тысячам безработных, или, как можно вычислить, 7% всех зарегистрированных за данный период.
Третьим по частоте оказания видом социальной поддержки оказалось выделение субсидии для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности». Данную помощь получили 12 тысяч безработных, или менее полутора процентов, зарегистрированных в качестве таковых.
Авторы исследования также проанализировали подпрограмму содействия занятости на 2016-2020 годы. Они обратили внимание, что в ряде случаев в документе не указан ни срок выполнения оговоренных мероприятий, ни индикаторы выполнения, ни выделенный на их реализацию бюджет.
Рекомендации
Изучив ситуацию с социальной защитой безработных, эксперты выработали ряд рекомендаций. В частности, они предлагают поменять концептуальный подход к социальной защите безработных: от «привязки» граждан к рабочему месту через «наказывающий» Декрет №3 к стимулированию профессионального развития и мобильности.
При проведении политики в области социальной защиты безработных авторы исследования посоветовали взаимодействовать (через механизм социального заказа и другие) с бизнес-ассоциациями, профсоюзами и организациями гражданского общества.
Представители BIPART предложили пересмотреть размеры пособия по безработице, которое сейчас не обеспечивает потребности людей, а также и условия его выплаты, которые сегодня не привязаны к стажу и причинам увольнения.
Также исследователи считают, что в Беларуси необходимо внедрить одну из схем обязательного страхования по безработице, применяемых за рубежом и развивать программы активного трудоустройства, практикуя поощрение работодателей за трудоустройство безработных.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.