Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Каллаур: Цены должны расти таким образом, чтобы обеспечивать устойчиво низкий темп инфляции

04 августа 2018
Экономика
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Глава Нацбанка Павел Каллаур - об инфляционных ожиданиях, дедолларизации и банковском секторе.

Павел Каллаур дал интервью газете "Республика". Портал Thinktanks.by публикует некоторые из высказываний главы Нацбанка:

- Цель любого органа госуправления — повышение благосостояния общества. Нацбанк вносит свой вклад в общее дело, обеспечивая ценовую стабильность. Это не значит, что цены должны оставаться неизменными, но расти таким образом, чтобы обеспечивать устойчиво низкий темп инфляции. 

- Управление инфляционными ожиданиями — один из самых сложных процессов в экономике. Кстати, многие страны сталкивались и продолжают сталкиваться с тем, что ощущения людей более высокие, чем фактический рост цен. Это естественная человеческая реакция на прошлые шоки, а также неопределенность будущего, которая всегда присутствует. Другой вопрос — насколько ожидания отличаются от реальных показателей. В Беларуси эта дельта пока весьма значительная. Как ее сократить? Принципиальным является восстановление доверия к экономической политике и ее прогнозным показателям. И в этом направлении главным ньюсмейкером должен выступать Национальный банк. И если он заявляет цель по достижению определенного показателя по ИПЦ — она должна быть выполнена. Небольшие отклонения от среднесрочных целей по инфляции допустимы, но их причину необходимо четко объяснять. Если у общества сформируется мнение, что инфляция будет именно такой, какая заявлена, то и ожидания потеряют свой негатив. Другой вопрос, что с инфляционными ожиданиями необходимо бороться совместно. И другие ведомства обязаны помогать Нацбанку. Есть психологический эффект, когда люди по одной или нескольким группам товаров, принципиально важных для них, формируют свои ощущения на общий рост цен. Сейчас во взаимодействии с МАРТ мы вырабатываем механизмы для смягчения ценовых шоков на отдельные товарные группы. Идеально, чтобы контролируемые государством цены — на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, связь и другие — увеличивались не больше, чем планируемая базовая инфляция. 

-  Государственный долг составляет 37 процентов от ВВП и оказывает значительное давление на бюджетную политику. Причем более 90 процентов задолженности — в валюте. Поэтому сохраняется достаточно сильная зависимость экономики от курсовых колебаний. В случае ослабления белорусского рубля и связанной с этим переоценки госдолга есть и косвенные риски из-за широкой практики выдачи государственных гарантий по кредитам и существующей структуры собственности. Немало госпредприятий, доминирующих в экономике, имеют слабые финансовые показатели и несут повышенную долговую нагрузку. Также в большей части в валюте. Поэтому курсовая волатильность создает для таких компаний дополнительные финансовые риски, а для государства — фискальные, так возникает потенциальная необходимость вливания дополнительного капитала в проблемные активы, выполнения гарантий по кредитам и эмиссии долговых ценных бумаг в обмен на передачу кредитной задолженности. И если 7—10 лет назад девальвация при всех своих негативных побочных эффектах могла сгладить макроэкономические дисбалансы, повысить конкурентоспособность на товары и услуги реального сектора, снизить импорт, то при современном уровне долларизации экономики и значительной кредитной нагрузке ослабление рубля только ухудшает состояние реального сектора и государственных финансов. 

- Тезис о слабости банковского сектора весьма дискуссионный. Да, на белорусских банках сказываются проблемы госпредприятий из-за достаточно высокой доли необслуживаемых кредитов. Однако качественные показатели банковских кредитных портфелей за последний год стабилизировались. В полном объеме сформированы необходимые резервы, банки обладают хорошим уровнем капитализации и, в принципе, уже приспособились к условиям высоковолатильной операционной среды и вышли на стабильную работу. А те или иные риски присутствуют всегда! Конечно, вероятность дестабилизации финансовой системы можно свести к минимуму различными ограничениями. Но такая устойчивость грозит подрывом экономической и финансовой эффективности. Надо не стараться полностью уходить от рисков, а учиться грамотно ими управлять. Ключевые показатели финансовой стабильности, которые находятся в поле особого внимания Нацбанка, расположены в безопасных диапазонах значений с хорошим запасом прочности. 

- Отмечу положительную тенденцию: в последнее время банки активизировали сделки с производными финансовыми инструментами. Так, в прошлом году объем сделок по ним достиг 1,6 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с 2016 годом в пять раз. 

- Потери страны от долларизации значительны и сконцентрированы в области курсовых и инфляционных рисков. Затрудняет долларизация применять эффективные инструменты денежно-кредитной политики. В широкой денежной массе доля национальной валюты только 38 процентов. Поэтому трансмиссионный механизм работает, но с серьезными искажениями. Национальный банк совместно с Правительством в последние годы последовательно осуществляют мероприятия по максимальному уходу от использования валюты внутри страны. Из последних новаций — изменения в Налоговый кодекс, которые отменяют возможность уплаты практически любого налога в иностранной валюте. Важный шаг — работа над изменениями в Гражданский кодекс, предполагающими, что денежные обязательства в иностранной валюте будут возможны, только когда законодательство разрешает расчеты в ней. Также предполагается установить исчерпывающий узкий перечень случаев использования валюты во внутренних расчетах с одновременным отказом от разрешительного порядка проведения таких операций для отдельных субъектов хозяйствования. Необходимо полностью отказываться от точечных преференций в области валютного законодательства. Выработана согласованная с Министерством финансов позиция по ограничению эмиссии на внутреннем рынке облигаций, номинированных в иностранной валюте. Причем для всех субъектов корпоративного сектора, включая банки. Такой подход уже поддержан Правительством. Несомненно, дедолларизацию необходимо проводить вместе с либерализацией валютного законодательства. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: