Официальный Минск руководствуется логикой, согласно которой важно сидеть за столом, где представлены как можно больше других государств.
В минувшую субботу Александр Лукашенко обратился к Владимиру Путину с просьбой оказать содействие во вступлении Беларуси в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
«Хочу с вами поговорить по поводу ШОС, где мы наблюдатели. Возможно, посоветуемся, вы поддержите расширить наш статус», - заявил он во время встречи с Путиным в Санкт-Петербурге 25 июня.
Лукашенко подчеркнул, что расширение границ ШОС и присоединение новых участников, говорят о возросшем авторитете организации, в которой «многие видят возможность реализовать разнообразные совместные проекты».
Зачем Беларуси членство в ШОС? С эти вопросом Thinktanks.by обратился к учредителю и директору Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгению Прейгерману.
- Для небольшой страны, как Беларусь, членство в международных организациях – это всегда интересно и выгодно, потому что повышает возможности государства – и в коммуникации, и в расширении поля для маневра, и в повышении ее субъектности. В предыдущие годы Минск очень активно участвовал в ШОС: вначале был партнером по диалогу, потом наблюдателем. Уже на тех стадиях, когда не было полноправного членства, звучало много вопросов: а зачем Минску участвовать в ШОС? Казалось бы, организация создана для решения задач, которые, может быть, вторичны для Минска: то есть обеспечение безопасности с точки зрения контртерроризма в регионе действия, подальше от нас. Но исходя из логики, что важно сидеть за столом, где представлены как можно больше других государств, Минск стремился в ШОС и раньше.
Сейчас, после 20-го года, произошли серьезные изменения нашего структурного положения. Другими словами - изменилось положение Беларуси в мире после начала санкционного и контрсанкционного противостояния с Западом. Фактически сейчас оно дошло до точки невозврата: между Беларусью и Западом логика отношений, которая наблюдалась до 20-го года, уже невозможна.
Произошел коренной слом прежней системы взаимоотношений. Исходя из банальной логики повышается значение всех тех организаций, где Минск готовы воспринимать как полноценное суверенное государство и где с ним готовы сидеть за одним столом. Поэтому ШОС здесь самый естественный и первый кандидат. Ведь происходит переустройство всей системы международных отношений, все большее центрирование одной части системы вокруг Евроазии, и в частности, вокруг Китая. Поэтому по политико-дипломатическим соображениям ШОС представляет все больший интерес для Минска. И для решения конкретных задач (причем речь может идти не только о чисто военных аспектах или безопасности, но и всех других), потому что на встречах высших чиновников в кулуарах решаются многие вопросы. И еще более важно подчеркнуть, что Беларусь остается суверенным государством и стремится к этому, сохраняет определенное поле для маневра.
Здесь можно провести аналогию: когда начались первые санкционные трения с Западом в 1996-1997 годах, Минск вступил в Движение неприсоединения. Всем казалось: какое Движение неприсоединения – развалилась биполярная система, которая делала данное движение актуальным, когда все европейские государства (кажется, за исключением Сербии) вышли из этой организации. А Минск пошел туда исходя из логики, что для суверенного государства важно присутствовать хоть на каких-то суверенных площадках. Эта логика и сейчас сохраняет свое значение.
- В определенном смысле членство в ШОС Минск рассматривает как альтернативу западному вектору?
- Наверное, с некоторой долей упрощения можно сказать и так. Но если страна оказывается зажатой в углу, она неизбежно должна искать альтернативы. Иначе государство теряет практические возможности международного сотрудничества, и в дипломатически-символическом смысле очень рискует потерять собственную субъектность, суверенитет на международной арене.
- Немаловажную роль играет в данном случае и экономический интерес.
- Экономическая составляющая на повестке дня, потому что из-за санкционного разрыва с Западом, и прежде всего с Европейским союзом, естественно, главный вопрос: что делать не только с экспортом, а со всеми цепочками, в которые была вписана Беларусь и в которых Европа играла если не ключевую, то одну из ключевых ролей. Поэтому тема разворота на восток, какой бы сложной и в чем-то нереализуемой она ни была, сейчас стала очень актуальной. И любые мероприятия, в которых участвуют главы государств или высшие чиновники стран азиатского или азиатско-тихоокеанского региона, особенно крупные (Индия, Китай, Пакистан), представляют дополнительные возможности для обсуждения в том числе и экономических вопросов. Но при этом также очевидно, что ШОС - все-таки не об экономике, поэтому я бы не сказал, что желание присоединиться к ШОС обусловлено только экономическими соображениями.
- А каковы шансы Беларуси на членство в ШОС?
- Думаю, шансы достаточно высоки. Понятно, что Беларусь не воспринимается как самый важный мировой игрок, ради которого готовы собирать определенные процедуры, но и отторжения тоже нет. Тем более, что Беларусь достаточно давно участвует в работе ШОС, Лукашенко давно выдвигает какие-то инициативы на саммитах.
Поэтому нельзя сказать, что данное решение возникло с бухты-барахты и в ШОС стремлению Беларуси будут удивлены. Думаю, шансы на членство имеются, и достаточно высокие, но затрудняюсь сказать, как быстро может осуществиться процедура вступления.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.