Почему ШОС представляет все больший интерес для Минска?

27 июня 2022
Юрий Камнев, Thinktanks.by
Региональный контекст

Официальный Минск руководствуется логикой, согласно которой важно сидеть за столом, где представлены как можно больше других государств.

В минувшую субботу Александр Лукашенко обратился к Владимиру Путину с просьбой оказать содействие во вступлении Беларуси в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

«Хочу с вами поговорить по поводу ШОС, где мы наблюдатели. Возможно, посоветуемся, вы поддержите расширить наш статус», - заявил он во время встречи с Путиным в Санкт-Петербурге 25 июня.

Лукашенко подчеркнул, что расширение границ ШОС и присоединение новых участников, говорят о возросшем авторитете организации, в которой «многие видят возможность реализовать разнообразные совместные проекты».

Зачем Беларуси членство в ШОС? С эти вопросом Thinktanks.by обратился к учредителю и директору Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгению Прейгерману.

- Для небольшой страны, как Беларусь, членство в международных организациях – это всегда интересно и выгодно, потому что повышает возможности государства – и в коммуникации, и в расширении поля для маневра, и в повышении ее субъектности. В предыдущие годы Минск очень активно участвовал в ШОС: вначале был партнером по диалогу, потом наблюдателем. Уже на тех стадиях, когда не было полноправного членства, звучало много вопросов: а зачем Минску участвовать в ШОС? Казалось бы, организация создана для решения задач, которые, может быть, вторичны для Минска: то есть обеспечение безопасности с точки зрения контртерроризма в регионе действия, подальше от нас. Но исходя из логики, что важно сидеть за столом, где представлены как можно больше других государств, Минск стремился в ШОС и раньше.

Сейчас, после 20-го года, произошли серьезные изменения нашего структурного положения. Другими словами - изменилось положение Беларуси в мире после начала санкционного и контрсанкционного противостояния с Западом. Фактически сейчас оно дошло до точки невозврата: между Беларусью и Западом логика отношений, которая наблюдалась до 20-го года, уже невозможна.

Произошел коренной слом прежней системы взаимоотношений. Исходя из банальной логики повышается значение всех тех организаций, где Минск готовы воспринимать как полноценное суверенное государство и где с ним готовы сидеть за одним столом. Поэтому ШОС здесь самый естественный и первый кандидат. Ведь происходит переустройство всей системы международных отношений, все большее центрирование одной части системы вокруг Евроазии, и в частности, вокруг Китая. Поэтому по политико-дипломатическим соображениям ШОС представляет все больший интерес для Минска. И для решения конкретных задач (причем речь может идти не только о чисто военных аспектах или безопасности, но и всех других), потому что на встречах высших чиновников в кулуарах решаются многие вопросы. И еще более важно подчеркнуть, что Беларусь остается суверенным государством и стремится к этому, сохраняет определенное поле для маневра.

Здесь можно провести аналогию: когда начались первые санкционные трения с Западом в 1996-1997 годах, Минск вступил в Движение неприсоединения. Всем казалось: какое Движение неприсоединения – развалилась биполярная система, которая делала данное движение актуальным, когда все европейские государства (кажется, за исключением Сербии) вышли из этой организации. А Минск пошел туда исходя из логики, что для суверенного государства важно присутствовать хоть на каких-то суверенных площадках. Эта логика и сейчас сохраняет свое значение.

- В определенном смысле членство в ШОС Минск рассматривает как альтернативу западному вектору?

- Наверное, с некоторой долей упрощения можно сказать и так. Но если страна оказывается зажатой в углу, она неизбежно должна искать альтернативы. Иначе государство теряет практические возможности международного сотрудничества, и в дипломатически-символическом смысле очень рискует потерять собственную субъектность, суверенитет на международной арене.

- Немаловажную роль играет в данном случае и экономический интерес.

- Экономическая составляющая на повестке дня, потому что из-за санкционного разрыва с Западом, и прежде всего с Европейским союзом, естественно, главный вопрос: что делать не только с экспортом, а со всеми цепочками, в которые была вписана Беларусь и в которых Европа играла если не ключевую, то одну из ключевых ролей. Поэтому тема разворота на восток, какой бы сложной и в чем-то нереализуемой она ни была, сейчас стала очень актуальной. И любые мероприятия, в которых участвуют главы государств или высшие чиновники стран азиатского или азиатско-тихоокеанского региона, особенно крупные (Индия, Китай, Пакистан), представляют дополнительные возможности для обсуждения в том числе и экономических вопросов. Но при этом также очевидно, что ШОС - все-таки не об экономике, поэтому я бы не сказал, что желание присоединиться к ШОС обусловлено только экономическими соображениями.

- А каковы шансы Беларуси на членство в ШОС?

- Думаю, шансы достаточно высоки. Понятно, что Беларусь не воспринимается как самый важный мировой игрок, ради которого готовы собирать определенные процедуры, но и отторжения тоже нет. Тем более, что Беларусь достаточно давно участвует в работе ШОС, Лукашенко давно выдвигает какие-то инициативы на саммитах.

Поэтому нельзя сказать, что данное решение возникло с бухты-барахты и в ШОС стремлению Беларуси будут удивлены. Думаю, шансы на членство имеются, и достаточно высокие, но затрудняюсь сказать, как быстро может осуществиться процедура вступления.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: