Могут ли подростки жить без соцсетей и интернета?

30 августа 2022
Сергей Погоржельский, Thinktanks.by
В мире

Многие маркетологи считают, что тренды, присущие ритейлу США, в ближайшие годы будут мультиплицированы и в других странах мира. Аналогичные процессы происходят и в других сферах.

В этой связи интересны результаты масштабного исследования «Подростки, социальные сети и технологии 2022», проведенного  исследовательским центром Pew Research Center. Совершенно не факт, что аналогичные настроения бытуют в подростковой среде в Европе, а тем более, в Беларуси, но обратить внимание на них имеет смысл. Исследование основывается на результатах онлайн-опроса 1316 подростков, организованного Pew Research Center с 14 апреля по 4 мая 2022 года. 

Ландшафт социальных сетей постоянно меняется, особенно среди подростков, которые часто находятся на переднем крае этого пространства. Новый опрос, проведенный Pew Research Center среди американских подростков в возрасте от 13 до 17 лет, показал, что популярность TikTok резко возросла с момента его дебюта в Северной Америке несколько лет назад , и теперь она является ведущей социальной платформой для подростков среди платформ, охваченных этим опросом. Около 67% подростков говорят, что когда-либо использовали TikTok, а 16% всех подростков говорят, что используют его почти постоянно. Между тем, доля подростков, которые говорят, что они используют Facebook, доминирующую платформу социальных сетей среди подростков в опросе Центра 2014–2015 годов , резко упала с 71% до 32% сегодня.

YouTube лидирует в подростковом онлайн-пространстве 2022 года среди платформ, охваченных новым опросом Центра, поскольку его используют 95% подростков. TikTok является следующей в списке платформ, о которых спрашивали в этом опросе (67%), за ней следуют Instagram и Snapchat, которые используют примерно шесть из десяти подростков. После этих платформ идет Facebook с долей 32% и меньше, который использует Twitter, Twitch, WhatsApp, Reddit и Tumblr. 

Изменения в ландшафте социальных сетей с 2014–2015 годов не ограничиваются взлетом TikTok и падением Facebook. Все больше подростков говорят, что с тех пор они используют Instagram и Snapchat. И наоборот, в Twitter и Tumblr наблюдается снижение доли подростков, сообщающих об использовании их платформ. 

Есть некоторые заметные демографические различия в выборе подростков в социальных сетях. Например, мальчики-подростки чаще, чем девочки-подростки, говорят, что они используют YouTube, Twitch и Reddit, тогда как девочки-подростки чаще, чем мальчики-подростки, используют TikTok, Instagram и Snapchat. Кроме того, доля чернокожих и латиноамериканских подростков, использующих TikTok, Instagram, Twitter и WhatsApp, выше по сравнению с белыми подростками. 

В этом исследовании также изучается частота, с которой подростки находятся на каждой из пяти ведущих онлайн-платформ: YouTube, TikTok, Instagram, Snapchat и Facebook. Целых 35% подростков говорят, что они используют по крайней мере один из них «почти постоянно». Подростки-пользователи TikTok и Snapchat особенно заинтересованы в этих платформах, за ними следуют подростки-пользователи YouTube. Четверть подростков, использующих Snapchat или TikTok, говорят, что используют эти приложения почти постоянно, и пятая часть подростков-пользователей YouTube говорит то же самое. Если посмотреть на подростков в целом, 19% говорят, что они используют YouTube почти постоянно, 16% говорят то же самое о TikTok и 15% о Snapchat.

Размышляя о количестве времени, которое они проводят в социальных сетях в целом, большинство подростков (55%) говорят, что они проводят в этих приложениях и на сайтах примерно нужное количество времени, в то время как около трети подростков (36%) говорят, что они проводите слишком много времени в социальных сетях. Всего 8% подростков считают, что проводят на этих платформах слишком мало времени.

На вопрос об идее отказа от социальных сетей 54% подростков ответили, что отказаться от них будет как минимум сложно, а 46% ответили, что это будет как минимум легко. Девочки-подростки чаще, чем мальчики-подростки, заявляют, что было бы трудно отказаться от социальных сетей (58% против 49%). И наоборот, четверть мальчиков-подростков говорят, что отказаться от социальных сетей было бы очень легко, в то время как 15% девочек-подростков говорят то же самое. Подростки постарше также говорят, что им было бы трудно отказаться от социальных сетей. Около шести из десяти подростков в возрасте от 15 до 17 лет (58%) говорят, что отказаться от социальных сетей будет как минимум сложно. Меньшая доля 13–14-летних (48%) считают, что это будет проблематично.

Смартфоны, настольные и портативные компьютеры

С 2014–2015 годов доля подростков, сообщающих о наличии доступа к смартфону, выросла на 22 процентных пункта (95% сейчас и 73% тогда). В то время как доступ подростков к смартфонам увеличился примерно за последние восемь лет, их доступ к другим цифровым технологиям, таким как настольные или портативные компьютеры или игровые консоли, статистически не изменился.

Опрос показывает, что существуют различия в доступе к этим цифровым устройствам для определенных групп. Например, подростки в возрасте от 15 до 17 лет (98%) чаще имеют доступ к смартфону, чем их сверстники в возрасте от 13 до 14 лет (91%). Кроме того, мальчики-подростки на 21 пункт чаще говорят, что у них есть доступ к игровым консолям, чем девочки-подростки.

Пользование интернетом

Доля подростков, которые говорят, что пользуются интернетом примерно раз в день или чаще, немного выросла с 2014–2015 годов. Сегодня 97% подростков говорят, что пользуются интернетом ежедневно, по сравнению с 92% подростков в 2014-2015 годах, которые говорили то же самое.

Кроме того, увеличилась доля подростков, которые говорят, что пользуются сетью почти постоянно: 46% подростков говорят, что пользуются интернетом почти постоянно, по сравнению с примерно четвертью (24%) подростков, которые сказали то же самое в 2014 году. 

Кроме того, подростки старшего возраста чаще находятся в сети почти постоянно. Около 52% подростков в возрасте от 15 до 17 лет говорят, что пользуются интернетом почти постоянно, в то время как 36% подростков в возрасте от 13 до 14 лет говорят то же самое. Еще одна демографическая модель «почти постоянного» использования интернета: 53% городских подростков сообщают, что находятся в сети почти постоянно, в то время как несколько меньшие доли подростков из пригородов и сельской местности говорят то же самое (44% и 43% соответственно).


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: