Будущее зеленой энергетики под вопросом

Развитые страны мира возвращаются к углю и атому. Сроки перехода на ВИЭ, сдвинутся на годы, а возможно, и десятки лет.

Конфликт в Украине значительно повлиял на отрасль зеленой энергетики во всем мире, особенно в Европе. Многие страны приняли решение отказаться от энергоресурсов из России, но быстро заместить российские нефть, уголь и особенно газ — задача не из простых.

Европейские власти пересмотрели свою позицию в отношении ядерной и газовой энергетики: эти энергоносители временно считаются «устойчивыми» на период перехода к возобновляемым источникам энергии, а это значит, что инвестиции в них не будут запрещены.

Франции, Италии, Германии и Австрии уже пришлось пойти на расконсервацию угольных электростанций в качестве альтернативы российским энергоресурсам.

О расконсервации атомных электростанций думают и в другой части света — Японии. Остановленные по всей стране АЭС — после трагедии в Фукусиме — постепенно возвращают в строй, чтобы не допустить дефицита электричества в зимние месяцы. Соседняя Южная Корея недавно заявила о приверженности мирному атому. По плану властей атомные электростанции останутся одним из основных источников энергии еще в течение как минимум 60 лет.

Текущая ситуация уже сказывается и на развитии отрасли добычи энергии из возобновляемых источников, отмечает партнер Capital Lab Евгений Шатов в журнале Forbes.

Каковы на этом фоне перспективы зеленой энергетики

Пока даже в передовой Германии переход на зеленую энергетику идет не самыми впечатляющими темпами. К 2030 году количество электромобилей в стране планируется довести до 15 млн, зарядных станций для них — до 1 млн. По состоянию на июль 2022 года эти планы реализованы лишь на 5–6%. Ситуация с переходом на возобновляемые источники энергии — ветер и солнце — обстоит чуть лучше: ветряные станции на суше уже вырабатывают почти половину от запланированной мощности, а вот прогресс с ветряками на море и с солнечными станциями несколько хуже. 

В некоторых европейских странах власти добились больших успехов в вопросе перехода на возобновляемые источники энергии. К примеру, в Швеции уже в 2019 году на ВИЭ приходилось более половины общего потребления страны, тогда как средняя доля по ЕС на тот момент была около 20% — примерно как у Германии. 

Рост цен и дефицит металлов

Еще одним препятствием на пути перехода к зеленой энергетике является рост цен на многие металлы и прочие сопутствующие материалы, необходимые для производства солнечных панелей, аккумуляторов и другого оборудования, без которого не обходятся современные мощности по производству энергии. Аналитики S&P Global в середине июля заявили об угрозе дефицита меди, который может спутать мировые планы по сокращению выбросов двуокиси углерода. Причем проблема может быть куда шире: специалисты полагают, что в XXI веке дефицит этого металла может стать ни много ни мало основной дестабилизирующей угрозой международной безопасности. 

В одном электромобиле в среднем используется 83 кг меди, что в четыре раза больше, чем в традиционном авто с двигателем внутреннего сгорания. Это значит, что амбициозные мировые планы по переходу на электрические машины потребуют колоссальных объемов меди. А ведь этот металл применяется и в энергораспределительных сетях, в производстве солнечных панелей и ветряных генераторов. К 2035 году спрос на медь может удвоиться по сравнению с 2020 годом. При текущем уровне добычи медной руды дефицит к 2025 году составит 1 млн т, а к 2035 г достигнет почти 10 млн т. Чтобы избежать нехватки меди, недостаточно просто увеличить добычу и переработку на существующих шахтах и предприятиях. Необходимо открывать новые шахты и перерабатывающие заводы, а таких планов аналитики пока не видят.

Большая игра

Главным фактором, влияющим на перспективы развития зеленой энергетики, тем не менее пока остается геополитическая обстановка. Военный конфликт на Украине, а также рекордное денежное стимулирование за последние пару лет привели к скачку инфляции в Европе и США, которая впервые за много лет приближается к двузначным числам. Естественно, такое повышение цен так или иначе влияет на все отрасли. Но куда острее стоит вопрос энергетической безопасности. Сейчас десятки стран, поддержавшие санкции против России и в той или иной мере отказавшиеся от ее ресурсов, ищут альтернативы. В такой ситуации вопрос о том, зеленая ли это энергия или нет, отходит на второй план. Нехватка электричества и тепла в зимний период может привести к куда более серьезным проблемам. 

Вместе с тем переход на возобновляемые источники энергии с повестки дня никто снимать не собирается. В долгосрочной перспективе введение в строй новых мощностей по добыче электричества, будь то солнечные панели, ветряки или другие сооружения по получению чистой энергии, повышает энергетическую безопасность государства и позволяет ему не зависеть от поставщиков газа, нефти и угля извне, у которых могут быть свои интересы, идущие вразрез с политикой данной страны. Однако уже очевидно, что сроки перехода на ВИЭ, которые ставили перед собой многие передовые государства, неизбежно сдвинутся на годы, а возможно, и десятки лет.    

7 августа произошло знаковое событие: сенат США одобрил законопроект о поддержке зеленой энергетики и сектора здравоохранения. На эти сферы будет выделено более $400 млрд инвестиций. Принятие закона покажет приверженность ведущей экономики мира курсу на сокращение выбросов двуокиси углерода, а также послужит сигналом и примером для других государств. 

29 августа глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС в рамках инициативы REPowerEU (европейский план по уходу от зависимости от энергии из России) выделит €300 млрд инвестиций на развитие зеленой энергетики. ЕК  разрабатывает план экстренной реформы рынка электроэнергии Евросоюза из-за взлетевших цен на газ.

30 августа восемь стран Балтии — Польша, Швеция, Финляндия, Германия, Эстония, Латвия, Литва и Дания — сообщили о планах построить ветряную электростанцию мощностью 17 ГВт. Стоимость данного проекта может превысить $35 млрд. Эти европейские страны намерены к 2030 году в семь раз увеличить мощность морских ветряных станций к 2030 году.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: