Катерина Борнукова: Мы даем студентам импульс изучать экономику

07 октября 2022
Регина Свиридова, Thinktanks.by
Экономика

10 октября завершится набор слушателей в Двенадцатую ежегодную Студенческую онлайн-школу BEROC по экономике.

Какие проблемы испытывает экономическое образование в Беларуси

Академический директор BEROC Катерина Борнукова рассказала, что экономическое образование в Беларуси довольно мало похоже на то, которое дают в вузах других стран. Это пошло со времен СССР, где экономики как науки, изучающей рыночные взаимодействия, не было, вместо нее была политэкономика. Хотя со времен распада Советского Союза прошло не одно десятилетие, в белорусском экономическом образовании все еще осталось много постсоветских проблем. Одна из них связана с тем, что система образования в Беларуси по-прежнему рассматривает экономику как гуманитарную дисциплину, хотя во всем мире она базируется на математических моделях.

Ситуация в сфере экономического образования ухудшилась в последние годы, когда из Беларуси стали уезжать специалисты, которые его делали. Катерина Борнукова считает, что все эти проблемы подталкивают к тому, чтобы давать студентам белорусских вузов возможность хотя бы просто посмотреть на то, как отличается преподавание в западных вузах от преподавания в белорусских. 

“Преподаватели Студенческой школы BEROC получили докторскую степень за рубежом, среди них есть и те, кто преподает в иностранных университетах. То есть мы не понаслышке знаем, как это делается. Конечно, мы не сможем за такое короткое время дать слушателям аналог бакалаврского образования. Но мы можем показать людям разницу в подходах, методах, в отношении. И в современном мире у них, к счастью, очень много возможностей далее развиваться самостоятельно. По сути, цель нашей школы — это дать талантливым студентам, которые и так что-то ищут, дополнительный толчок”, — рассказывает эксперт.  

Как собрать паззл экономических знаний

“Нынешняя система образования в Беларуси никоим образом не отвечает на запросы рынка”, — считает Катерина Борнукова. Так она объясняет феномен того, что в Беларуси есть много молодых людей с высшим образованием, но компаниям все равно не хватает квалифицированных работников.  Экономист считает, что с помощью Студенческой школы можно постараться это поменять и подтолкнуть людей к самообразованию.

“Нам везет, что в школу приходят очень мотивированные студенты. И для нас важно дать им возможность пообщаться друг с другом, что тоже даст толчок профессиональному развитию. И я могу с гордостью сказать, что среди наших выпускников прошлых лет немало людей, которые занимают топ-должности в разных сферах, начиная от банковской сферы и заканчивая IT или органами госуправления”, — говорит Катерина Борнукова.

Это происходит благодаря тому, что три базовых курса школы –  микроэкономика, макроэкономика, эконометрика –  складываются в единый паззл и дают возможность посмотреть на экономические процессы на разных уровнях.  

Микроэкономика смотрит на взаимоотношения на уровне предприятий и даже домохозяйств, и дает возможность понять, как люди и фирмы принимают решения, какие механизмы в этом задействованы. Макроэкономика показывает, какие явления возникают, когда мы все это агрегируем, когда не один человек принимает решения, а целая страна людей взаимодействуют друг с другом на уровне “общего равновесия”. 

Эконометрика, которая использует статистические методы для решения экономических задач,  дает инструменты, с помощью которых можно изучать любые экономические отношения. И на данный момент эконометрика — это основа любого экономического исследования. На курсе от BEROC преподаватели больше внимания уделяют не только построению моделей, но и тому, как правильно интерпретировать и анализировать полученные данные.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: