В России проанализировали компании, производящие инновационную продукцию. Выяснилось, что они ориентируются на государство и зависят от поддержки.
Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики проанализиовал статистику по обрабатывающим производствам за 2022 год на предмет инновационной продукции, пишет "Коммерсантъ".
Выяснилось, что за год предприятия произвели инновационные товары, работы и услуги в размере 7% годового объема своих продаж.
Большинство предприятий (94%) самостоятельно разрабатывали инновационную продукцию для рынка, но объемы этих инноваций в денежном выражении не указаны. При этом госзаказ (394,8 млрд руб.) и прямая господдержка инноваций (189,2 млрд руб.) сконцентрированы в нескольких производствах:
Инновационные кормятся господдержкой
Авторы выделили две отраслевые группы компаний с разной интенсивностью выпуска инновационной продукции. В первую вошли компании с долей такой продукции на уровне 7,2–28,1%, что заметно выше среднего по обрабатывающим производствам. Компании этой группы производят:
Высокие результаты группы напрямую связаны с объемами господдержки инновационной деятельности компаний. Авторы предупреждают, однако, что традиционная направленность на получение госзаказов может повлечь за собой слабую ориентацию продукции на открытый рынок, непонимание реальных потребностей и спроса.
В сочетании с недостаточным вниманием к маркетинговым исследованиям отрыв от рынка может привести к снижению результативности инновационной деятельности. Это ставит вопрос об эффективности господдержки на фоне планов правительства многократно увеличить ее масштабы из-за потери доступа к зарубежным технологиям
Группа же предприятий с низкой долей инноваций, напротив, работает с традиционными рынками сбыта и не готова тратить свои ресурсы на поиски новых решений и рисковать в погоне за спросом.
Без инноваций
Вторую группу составляют компании с низкой и околонулевой долей инновационной продукции (0,5–6,6%). Спрос на такую продукцию здесь невысок как со стороны государства, так и со стороны пользователей. Сами же компании не имеют стимулов к инновационной активности, поскольку предпочитают работать на традиционных рынках. Лишь треть предприятий этой группы рассматривает инновационное развитие как возможность расширения рынков сбыта. Им рекомендуется развивать в том числе процессные инновации, связанные с внедрением маркетинговых методов.
Данные показывают, что государственный и рыночный спрос на инновации в РФ заметно отличаются: государственный (формальный и долгосрочный) удовлетворяется гораздо интенсивнее рыночного (реального и быстро меняющегося), при этом государственный ограничен в объеме и несет риски утраты адекватности принимаемых в компаниях решений и потери рынка.
В самих госкомпаниях неоднократно говорили, что требования программ инновационного развития приходится выполнять формально, добиваясь соответствия приобретаемых товаров и услуг критериям инновационности.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.