Российские предприятия разрабатывают инновации для государства, а не рынка

В России проанализировали компании, производящие инновационную продукцию. Выяснилось, что они ориентируются на государство и зависят от поддержки.

Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики проанализиовал статистику по обрабатывающим производствам за 2022 год на предмет инновационной продукции, пишет "Коммерсантъ".

Выяснилось, что за год предприятия произвели инновационные товары, работы и услуги в размере 7% годового объема своих продаж.

Большинство предприятий (94%) самостоятельно разрабатывали инновационную продукцию для рынка, но объемы этих инноваций в денежном выражении не указаны. При этом госзаказ (394,8 млрд руб.) и прямая господдержка инноваций (189,2 млрд руб.) сконцентрированы в нескольких производствах:

  • летательных и космических аппаратов,
  • кораблей, судов и лодок,
  • компьютеров,
  • готовых металлических изделий.

Инновационные кормятся господдержкой

Авторы выделили две отраслевые группы компаний с разной интенсивностью выпуска инновационной продукции. В первую вошли компании с долей такой продукции на уровне 7,2–28,1%, что заметно выше среднего по обрабатывающим производствам. Компании этой группы производят:

  • летательные аппараты и оборудование (28,1% инноваций),
  • корабли и суда (23,7%),
  • компьютеры, электронные и оптические изделия (22%),
  • металлические изделия,
  • транспорт и оборудование.

Высокие результаты группы напрямую связаны с объемами господдержки инновационной деятельности компаний. Авторы предупреждают, однако, что традиционная направленность на получение госзаказов может повлечь за собой слабую ориентацию продукции на открытый рынок, непонимание реальных потребностей и спроса.

В сочетании с недостаточным вниманием к маркетинговым исследованиям отрыв от рынка может привести к снижению результативности инновационной деятельности. Это ставит вопрос об эффективности господдержки на фоне планов правительства многократно увеличить ее масштабы из-за потери доступа к зарубежным технологиям

Группа же предприятий с низкой долей инноваций, напротив, работает с традиционными рынками сбыта и не готова тратить свои ресурсы на поиски новых решений и рисковать в погоне за спросом.

Без инноваций

Вторую группу составляют компании с низкой и околонулевой долей инновационной продукции (0,5–6,6%). Спрос на такую продукцию здесь невысок как со стороны государства, так и со стороны пользователей. Сами же компании не имеют стимулов к инновационной активности, поскольку предпочитают работать на традиционных рынках. Лишь треть предприятий этой группы рассматривает инновационное развитие как возможность расширения рынков сбыта. Им рекомендуется развивать в том числе процессные инновации, связанные с внедрением маркетинговых методов.

Данные показывают, что государственный и рыночный спрос на инновации в РФ заметно отличаются: государственный (формальный и долгосрочный) удовлетворяется гораздо интенсивнее рыночного (реального и быстро меняющегося), при этом государственный ограничен в объеме и несет риски утраты адекватности принимаемых в компаниях решений и потери рынка.

В самих госкомпаниях неоднократно говорили, что требования программ инновационного развития приходится выполнять формально, добиваясь соответствия приобретаемых товаров и услуг критериям инновационности.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: