Белорусы пьют чай больше, чем жители Дании, Франции и Австрии

14 июля 2022
Экономика

Оказывается, потребление чая в Беларуси выше, чем в ряде стран Европы. А экспорт чая в прошлом году принес нашей стране больше валюты, чем экспорт макаронных изделий.

Сколько потребляем?

Немецкая компания Statista провела исследование, в котором проанализировала потребление чая в европейских странах. Оказалось, что, несмотря на статус «чайной державы», Великобритания не является лидером по потреб­лению чая на душу населения в Европе.

Самой «чайной» страной на континенте стала Турция, где в год заваривают и выпивают 3,2 кг этого напитка на человека. Следом за ней идет Ирландия: на одного ирландца приходится 2,2 кг чая в год. Британцы же, с годовой нормой потребления в 1 кг, заняли третье место, пишет газета "Белорусы и рынок". 

Белорусы, конечно, значительно отстают от стран-лидеров, но в то же время в «чайном рейтинге» опережают многие европейские народы. В год на одного среднестатистического жителя Беларуси приходится полкилограмма чая. Это на 100 г больше, чем заваривают и выпивают в Чехии, Словакии и Швейцарии.

Для австрийцев, венгров и норвежцев годовая норма тонизирующего напитка составляет около 300 г, а в Дании, Франции и Испании местным жителям достаточно 200-граммовой пачки чая в год.

Опережают Беларусь по потреблению чая такие страны, как Германия (0,7 кг), Нидерланды (0,8 кг) и Россия (0,9 кг). А вот с жителями Украины у белорусов одинаковые показатели — полкило на одного человека в год.

По данным Национального статистического комитета, цена чая в Беларуси с начала года выросла почти на 4 рубля. Правда, следует учитывать, что Белстат считает цены за килограмм продукции.

В январе 2022 года килограмм черного чая в розничной сети Беларуси в среднем стоил 40,98 рубля (+2,33 % к декабрю 2021 года), в феврале — 42,27 рубля (+0,65 % к январю), в марте — 44,81 руб­ля (+6,17 % к февралю).

Таким образом, по итогам І квартала 2022 года средняя цена килограмма чая составила 42,69 рубля, а 100-граммовой пачки — 4,27 рубля.

Дороже всего в начале текущего года черный чай обходился жителям Минской области: в январе — 48,17 руб­ля (за килограмм), в феврале — 50,68 рубля, в марте — 52,71 рубля.

Меньше всего платили за чай жители Витебской области: в январе — 34,87 рубля (за килограмм), в феврале — 38,29 рубля, в марте — 41,5 рубля.

Сколько продаем?

Несмотря на то что чай Беларусь не выращивает, страна активно поставляет продукцию за рубеж. В данном случае используется механизм реэкспорта, то есть происходит вывоз из Беларуси ранее ввезенных в нее товаров для перепродажи в другие страны.

Как ни парадоксально, но на поставках чая на внешний контур Беларусь зарабатывает больше валюты, чем на экспорте некоторых вполне традиционных для страны товаров. Например, в 2021 году экспорт чая принес Беларуси больше денег, чем экспорт макаронных изделий, — 3540,4 тыс. долларов против 2709,8 тыс. Менее доходными, чем «чайный экспорт», были поставки за рубеж натурального меда (548,7 тыс. долларов), безалкогольного пива (688,7 тыс.) и томатного сока (1425,3 тыс. долларов).

В прошлом году «бело­русский» чай активно покупали Российская Федерация (1779,4 тыс. долларов), Украина (442,1 тыс.) и Молдова (130,9 тыс. долларов). Поставки осуществлялись также в страны Европейского союза: в Латвию (на 311,1 тыс. долларов), Литву (285,2 тыс.), Польшу (188,8 тыс. долларов).

Кроме того, небольшие партии чая Беларусь отправила в страны Ближнего Востока: в Катар (52,2 тыс. долларов) и Израиль (42,4 тыс.).

В начале 2022 года Респуб­лика Беларусь продолжила экспортировать чай в Россию, Литву, Украину и Латвию, а вот поставки в Польшу и Израиль были прекращены. Всего в январе — феврале текущего года Беларусь поставила за рубеж 119 тонн чая и заработала на этом 557,6 тыс. долларов.

В ближайшее время, вероятно, следует ожидать сокращения экспортных поставок. Во-первых, из-за потери украинского рынка для нашей страны. Во-вторых, торговые сети Литвы, ранее закупавшие белорусский чай, отказались от товаров из Беларуси и убрали с прилавков практически все белорусские товары, заменив их продукцией других поставщиков.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: