Европа зависит от импортируемой энергии. Можно ли это изменить?

20 января 2023
Thinktanks.by
Региональный контекст

Европе не хватает собственных энергоресурсов. Могут ли ВИЭ стать альтернативой газу и нефти?

В 2020 году ЕС импортировал 57,5% используемой энергии. Собственное производство и товарные запасы могли удовлетворить только 42,5% потребностей страны. Весь необходимый объем нефти полностью импортируется. Об этом пишет руководитель отдела климата и энергетики в Польском экономическом институте Магдалена Май для Оbserwator Finansowy.

За последние два десятилетия энергетическая зависимость ЕС от импорта несколько увеличилась. В случае одной только Польши она увеличилась более чем втрое: с 11 до 43%. (Коэффициент зависимости от энергии показывает, сколько энергии необходимо импортировать экономике. Он определяется как чистый импорт энергии, разделенный на валовую доступную энергию и представленный в процентах. Отрицательный коэффициент зависимости указывает на чистого экспортера энергии. Если уровень зависимости превышает 100 %, это значит, что энергетические продукты были запасены).

Нынешний энергетический кризис не был бы таким тяжелым, если бы не высокая зависимость Европы от России. В 2021 году пятая часть потребляемой в Европейском Союзе первичной энергии приходилась на Россию. К августу 2022 года в ЕС 25% всей нефти поступило из России, другими основными поставщиками являются Норвегия, Казахстан, США, Саудовская Аравия, Нигерия и Ирак.

В Польше доля импорта из России составляет более 60%. Она снизилась на 30 процентных пунктов за последнее десятилетие. В 2022 году произойдет еще одно падение на 30 процентных пунктов.

2021 году ЕС импортировал 83,5% своего природного газа, из них 40% были из России. Другими крупными экспортерами в ЕС являются Алжир, Норвегия, Тунис, Великобритания, Канада и Нигерия.

На графике показана степень энергетической зависимости разных стран ЕС

Может ли возобновляемая энергия снизить зависимость?

Хотя Евросоюз является вторым в мире экспортером оборудования, связанного с производством возобновляемой энергии, ему также необходимо импортировать критически важное сырье и компоненты для их производства.

В последние годы Китай увеличил свое экспортное преимущество перед ЕС в области товаров в области возобновляемых источников энергии, вдвое превысив стоимость экспорта из ЕС. Китай является крупнейшим экспортером фотоэлектрических панелей, а ЕС является одним из основных импортеров этого продукта. В 2019 году 63% фотоэлектрических панелей в ЕС пришли из Китая, 9% из Малайзии и 6% из Кореи.

Сектор зависит от цепочек добавленной стоимости, которые в настоящее время выстроены вокруг китайских производителей. Разница между ископаемым топливом заключается в том, что продукты с низким содержанием углерода могут быть переработаны. Около 90% солнечные батареи могут быть переработаны.

Выгодно ли пользоваться ВИЭ по сравнению с газом и нефтью?

В последнее десятилетие произошло значительное повышение ценовой конкурентоспособности возобновляемых источников энергии. С 2010 по 2021 год LCOE (приведенная стоимость электроэнергии) солнечных панелей упала на 88%, а установленная мощность в мире увеличилась с 40 ГВт до 843 ГВт.

За это время средняя стоимость производства энергии от берегового ветра снизилась на 68%, а установленная мощность увеличилась со 178 ГВт до 769 ГВт. Для оффшорной ветроэнергетики снижение LCOE составило 60%, а прорывным стал 2021 год, когда в Европе было установлено 3 ГВт, а в Китае — 17,4 ГВт.

Гидроэнергетика зафиксировала рост LCOE на 24%, что все еще ниже уровней для новых недорогих энергоблоков, работающих на ископаемом топливе, а установленная мощность в 2010-2021 гг. составила 333 ГВт. Увеличение затрат на эту технологию связано с необходимостью выполнения дальнейших проектов в менее доступных районах. В группе стран G20 в 2018 г. LCOE береговых ветряных электростанций и в 2020 г. фотоэлектрических панелей сравнялась со значениями самых дешевых новых установок, работающих на ископаемом топливе.

Затраты на электроэнергию LCOE также снизились на 13% в прошлом году до 0,048 долл. США/кВтч, LCOE для наземной ветроэнергетики снизилась на 15% в 2021 г -  до 0,033 долл. США/кВтч. Это произошло за счет следующих факторов: увеличение коэффициента использования мощности (отношение средней мощности, отдаваемой в данный период, к теоретической максимальной мощности, которую можно выработать) и снижение совокупных затрат на саму установку. Однако данные по проектам, введенным в эксплуатацию после 2021 г., вероятно, будут иметь более высокую LCOE в связи с более высокими ценами на сырье и энергоносители, которые переводятся в себестоимость продукции.

Инвестиции в энергетику являются ключевым ответом на кризис, чтобы облегчить жизнь потребителей, оставаться на пути к климатической нейтральности и стимулировать восстановление экономики.

По оценкам Международного энергетического агентства Opens in new window, в 2022 году инвестиции увеличатся на 8% и достигнут $2,4 трлн, что значительно превысит допандемический уровень. Наибольший прирост инвестиций в энергетику происходит в сфере возобновляемых источников, электрических сетей и эффективного конечного использования энергии.

Инвестиции в нефть, газ, уголь и низкоуглеродное топливо — единственные области, где стоимость инвестиций остается ниже допандемического уровня в 2019 году. И это несмотря на высокие цены на сырье с 2019 года, которые приносят беспрецедентную прибыль поставщикам. Однако краткосрочные действия в настоящее время не всегда совпадают с долгосрочными, когда обеспечение энергетической безопасности является приоритетом.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: