Мария Фалолеева: В Беларуси продолжается мировой климатический тренд

03 января 2024
Юрий Камнев, Thinktanks.by
Общество

Александр Лукашенко впервые съездил на климатический саммит в Дубае. Как это повлияет на перспективы беларусской политики в сфере климата в ближайшей перспективе?

Климатические итоги 2023 года Thinktanks.by решил подвести с кандидатом географических наук,  консультантом в сфере экологической, климатической политики и устойчивого развития Марией Фалолеевой.

«Каждый новый год бьет температурные рекорды»

- Еще лет 5-10 назад журналисты не интересовались подведением климатических итогов года. Это одновременно и хорошая новость (люди стали интересоваться климатом) и плохая новость (проблема изменения климата стала для всех очевидной). В любом случае климатические проблемы доросли до уровня экономических и политических.

Последние годы сложилась печальная традиция, когда каждый последующий год бьет температурные рекорды. 2023 год не стал исключением и серьезно претендует стать самым теплым годом за всю историю метеорологических наблюдений.

Побит и еще один рекорд: глобальная температура на непродолжительное время превысила 2 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальной эпохой. Одной из важных целей Парижского Соглашения по климату (соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата) – не допустить повышения глобальной температуры выше 1,5-2 градусов по Цельсию. Пока мы не превысили этот предел, хотя тенденции свидетельствуют, что мы, к сожалению, уверенно движемся к этому. В 2023 году впервые на непродолжительное время глобальная температура превысила 2 градуса Цельсия. Мы ненадолго заглянули в нежелательный сценарий будущего, и это тревожный звоночек для человечества.

Безусловно, на климат повлияло воздействие человека. А кроме того, нынешний год стал приметным и по природным причинам. Раз в 4-5 лет климат теплеет или холодает под влиянием тихоокеанских течений Эль-Ниньо и Эль-Ниньа. В этом году влияние Эль-Ниньо привело к циклическому потеплению, что, в свою очередь привело к обострению неблагоприятных явлений – засух и наводнений в Латинской Америке, в Африке. И в этом году произошло необычное явление: уровень воды в Панамском канале упал до такой степени, сделав его временно непроходимым для ряда крупных судов. Такие транспортные артерии, как Панамский канал, хотя находятся и далеко от нашего региона, но обеспечивают функционирование глобальных экономических цепочек. И хотя воздействие Эль-Ниньо циклично, такая ситуация тоже может быть примером нежелательного, но реального будущего, когда глобальные температуры повысятся. 

На этом фоне в Европе тоже фиксировались уже привычные наводнения, в том числе и в Восточной Европе: в Словении, в Германии зафиксированы масштабные наводнения. Параллельно, особенно в южных регионах (в Италии, Греции), бушевали пожары; лесные пожары в Греции, вероятно, стали самыми крупными, которые вообще случались в Европе. 

Так что 2023 год принес много новостей, и, как правило, это тревожные новости.

«Начало конца эры ископаемого топлива»?

- Ежегодно в конце ноября – в начале декабря проходит конференция сторон Рамочной Конвенции ООН по климату – это глобальная конференция, на которой принимаются главные решения по развитию климатической политики. В нынешнем году конференция прошла в Дубае. 

Еще до конференции бытовало много скепсиса и ожиданий. Согласно Парижскому Соглашению, все страны раз в несколько лет должны проводить глобальное подведение итогов и планирование действий на следующие 5 лет. 

То же Парижское Соглашение заложилодругую цель – адаптации к изменению климата. Было обозначено, что на глобальном уровне неоходимо определить цели и приоритеты адаптации – что нужно сделать, где, и кто будет финансировать действия. Парижское Соглашение установило необходимость таких процедур, но практики Глобального подведения итогов и постановки Глобальной цели по адаптации по сих пор не было. И, наверное, самая большая интрига проведения конференции – место проведения. Объединенные Арабские Эмираты являются одной из основных нефтяных держав мира, и председателем конференции в Дубае был руководитель крупной нефтяной компании. 

Реакция на конференцию самая разная, но аналитики, которые работают в сфере долго, сходятся в том, что конференция неожиданно стала скорее успешной, чем неуспешной. Некоторые называют Дубайскую конференцию самой успешной после Парижа. Почему?

Принято несколько кардинальных решений, часть из них определяют политику на глобальном уровне, а часть касается нашего региона. В первые дни конференции принят механизм работы Фонда по возмещению потерь и ущерба – это большой глобальный фонд, который призван возмещать потери, к которым нельзя адаптироваться. Все-таки за изменение климата основную ответственность несут развитые страны, которые на протяжении 20 века выбрасывали много парниковых газов, а последствия, в том числе необратимые последствия (потеря территорий малыми островными государствами), как правило, настигают развивающие страны. Достигнуты договоренности о том, как будет наполняться этот фонд, что в течение нескольких лет его будет администрировать Всемирный банк. Достигнуто компромиссное решение, в результате которого страны приняли на себя определенные обязательства по выделению финансов на возмещение ущерба
Чем это решение важно для нашего региона? И хотя Беларусь не относится к зонам климатического бедствия, для региона Восточной Европы, решение важно тем, что если раньше дискуссия велась между развитыми странами и наиболее уязвимыми странами (а это страны Африки, Азии), то теперь к наиболее уязвимым странам прибавились территории и сообщества. Решение расширяет географию применения этого инструмента. 

Но, пожалуй, самым важным результатом конференции стала процедура глобального подведения итогов. Процедура включает в себя оценку нынешнего состояния и планы на ближайшие несколько лет. И вот впервые за всю историю климатической политики рекомендовано уходить от ископаемого топлива. Вся современная экономика во многом построена на использовании ископаемого топлива; поэтому уход от его использования, а также любые прямые упоминания этого в политических документах является очень чувствительным экономическим и политическим вопросом. Поэтому до сегодняшнего дня скаладывалась достаточно парадоксальная ситуация. Все понимают, что испопаемое топливо является основным источником выбросов парниковых газов, политические документы говорят о необходимости сокращения и прекращения выбросов, но прямо  уход от ископаемого топлива, например, в Парижском Соглашении, не упоминается. Поэтому, по словам некоторых аналитиков, в Дубае «слона в комнате, наконец-то назвали слоном». И хотя на сегодня цель определена как постепенный переход от ископаемого топлива, а не отказ от него, как хотелось бы многим, но тем не менее это можно назвать успехом. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и другие политики ее уровня называли принятое решение «началом конца эры ископаемого топлива».

В рамках глобального подведения итогов приняты некоторые количественные цели. Странам предложены в три раза увеличить использование возобновляемых источников энергии и удвоить усилия по достижению энергоэффективности до 2030 года. Это тоже шаг вперед.

Такая риторика посылает сигнал не только странам, но бизнесу и инвесторам, особенно крупным инвестиционным фондам: куда можно инвестировать, а куда не следует. Понятно, что мы не уходим от ископаемого топлива ни завтра, ни послезавтра, ни до 2030 года, но долгосрочное планирование бизнесов, инвестирование в ископаемое топливо становится рискованным. Несмотря на колоссальные выбросы парниковых газов, у нас сохраняется огромное количество инвестиций в ископаемое топливо: нефтяные и газовые месторождения являются одним из самых прибыльных бизнесов. Теперь послан конкретный сигнал инвесторам: прибыльность бизнеса и инвестиции в эти сферы становятся более рискованным делом. 

Большие подвижки произошли в деле адаптации. Если с сокращением выбросов ситуация более-менее понятна: мы можем сократить, посчитать, - то с адаптацией все сложнее. Какие именно воздействия, где и как надо адаптироваться к изменениям климата, сколько это стоит, кто этим должен заниматься, достаточно сложно посчитать и оценить. В этом году сделана достаточно успешная попытка определить цель па адаптации: выделены основные направления работы (обеспечение водой, продовольствием, поддержание биоразнообразия, поддержка здоровья, инфраструктуры и другие_) и определен объем финансов для достижения целей. 

Проблема климатических финансов – одна из важнейших, потому что всегда возникает вопрос: кто будет платить за сокращение выбросов, кто будет платить за адаптацию? Дискуссия на эту тему – одна из наиболее острых климатических переговоров. Организаторы конференции считают успехом, что страны в совокупности договорились предоставить около 85 миллиардов долларов во все климатические фонды. Это гораздо меньшая сумма, чем нужна, но все-таки процесс наполнения климатических фондов идет. Есть свои рекордсмены и аутсайдеры. Например, во время конференции ОАЭ заявило, о выделении 100 миллионов евро в глобальные климатические фонды, а в это же время США предоставили только 17,5 миллионов долларов, что, конечно,вызвало критику 

В Беларуси не принято подводить климатические итоги года

- В Беларуси продолжается мировой тренд: каждый последующий год становится если не самым жарким, как на глобальном уровне, но точно одним из самых жарких. Тренд на общее потепление, проявляются последствия: жара, наводнения, выпадение ливневых осадков, штормы, которые вызывают разрушение инфраструктуры. 
В Беларуси редко подводят климатические итоги года, потому что тема, климата, к сожалению, до сих пор не рассматривается как важная в политическом и общественном поле. Но в этом году Александр Лукашенко посетил конференцию сторон по климату в Дубае. Можно долго спорить, считать ли этот визит климатическим итогом года. С одной стороны, впервые первое лицо беларусского государства посещает конференцию сторон, хотя многие лидеры стран делают это регулярно. Можно ли радоваться, что это знак, того, что беларусская климатическая политика выходит на новый уровень, сказать сложно. Накануне визита сам Лукашенко упомянул, что во время климатического саммита планирует договариваться по экономическим вопросам со странами Африки. Оно и понятно: возможности Беларуси показать себя на международных площадках крайне ограничена. Но, в целом, делать такие заявления, конечно странно: если глава государства едет на международный форум, то параллельно он может решать и другие вопросы, но все-таки основная повестка посвящена климату. 

Беларусь на форуме выступила с заявлением, что мы выполняем все обязательства. Достаточно неоднозначное заявление: перед Беларусью стоит цель сократить объемы выбросов до 35% к 2030 году, и мы ее выполняем. Но мы выполняем и перевыполняем эту цель только потому, что базовый год – 1990-ый, еще времен Советского Союза, когда выбросы были колоссальными. То есть мы до сих пор не достигли того уровня выбросов, который был в 1990 году, поэтому поставленную цель выполнить очень легко. 

Беларусь также официально заявляет, что неплохо выполняет обязательства по возобновляемым источникам энергии. Сегодня в Беларуси около 9% энергии вырабатывают возобновляемые источники, в то время как Европа ставит перед собой цель довести этот показатель до 45% электроэнергии вырабатывать с помощью возобновляемых источников до 2030 года. Можно поставить цель еще меньше и успешно ее выполнить, но, если мы хотим стремится к уровню развитых стран, тогда надо ставить перед собой более амбициозные цели.

И тем не менее хочется надеяться, что сам факт присутствия Лукашенко на форуме привлечет внимание чиновников к климатической политике. В конце года министр охраны окружающей среды заявил, что Беларусь будет разрабатывать национальную стратегию по адаптации. Хочется верить, что так и будет, потому что этот вопрос стоит давно и остро. Начало работы по разработке стратегии было заложено в рамках международных проектов. Но после 2020 года международные проекты по понятным причинам свернулись. 

Климатическая повестка станет ближе Восточной Европе

- Следующая конференция по климату пройдет в Азербайджане, в Баку, в еще одной нефтяной державе. Но вместе с тем конференция впервые пройдет в регионе Восточной Европы – это неплохая возможность для восточноевропейских стран показать и свои усилия, и амбиции, и продвинуть свои интересы. Хотя конференция глобальная, всегда имеет значение место ее проведения.

Разработка программ по глобальным целям, по адаптации, по глобальному подведению итогов, климатическое финансирование – все эти проблемы будут обсуждаться в течение года. Хотя конференция сторон проводится раз в год, ее участники, особенно дипломаты, любят подчеркивать, что следующая климатическая Конференция Сторон начинается на следующий день после завершения предыдущей. В течение года ведется колоссальная работа над документами, над соглашениями, над гармонизацией позиций. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: